2Игорь Цалер:
>Я отношусь к этому не как к музыке в западно-европейской >традиции - с мелодиями и гармониями. Это ближе >к этнической музыке, а еще это арт-объект, проверяющий >на прочность нашу реальность, которая довольно >хрупкая. Просто нужно переключить сознание. За >красивостями "нормальной" музыки тоже скрывается >такой же агрессивный хаос, а тут он явлен во всей красе. >Разумеется, это не то удовольствие, которое получаешь >при прослушивании "Битлз" или, скажем, Баха. Это >выход за определенные рамки, еще одна попытка >познать мир, с другой стороны. >Вот я сижу сейчас - и слышу стук клавиш, рев >гудков транспорта из открытого окна, вечный шум >двигателей. Для кого-то это просто шум, а я нахожу >в этом смысл, интерес, какую-то информацию. Если >записать - будет "конкретная музыка". Еще я люблю >тишину - для меня это тоже музыка, самая настоящая, >и часто самое интересное происходить не в ноте, >которую извлекает музыкант, а в промежутке между >нотами, где чувствутся такой энергетический "водоворот", грув. >Люблю и авангардные изыски, и минимализм. У меня >аудиальное восприятие - воспринимаю мир ушами, >даже в фигне нахожу какой-то смысл и интерес. >Музыка в традиционном виде "поп" или "рок" - класс. >Классика, авангард, академический минимализм - >здорово. Импровизационная музыка, джаз, этника >- отлично. Шум вокруг, голос - тоже интересный >опыт. Тишина - супер. В принципе, мне не так уж >много звуковых феноменов "не нравится". Где-то >я писал, что именно из музыки я просто не выношу, >и список совсем маленький. >Понятно, что этот подход всем не подойдет. Прекрасно >понимаю и тех, кто морщится и не выносит всю эту >дикость. "Revolution 9" вот тоже мало кому нравится, >а мне - нравится. >Вот как-то так. Конечно, я не слушаю Merzbow >каждый день. И радость тут другая. Но иногда, >чтобы прочистить мозги - почему бы и нет? >И еще. Мы же видим мир не только в виде красивых >пейзажей с пастушками. Если закрыть глаза - будет >чернота, но тоже не полная - будут отблески света, >какие-то абстракции, обломки фигур. Разве абстрактное >искусство для нас менее реально, чем "Рабочий >и колхозница"? Мы с ним сталкиваемся каждый день, >живем с ним, и почему бы его не исследовать творческими методами? >Извиняюсь, если путанно объясняю, но как-то так. в общем-то, это философский вопрос о музыке. Что является музыкой, можно ли различать шум и музыку. Здесь мы сталкиваемся с дадаизмом и для меня вопрос: стоит ли вестись на их троллинг искусства, и в частности музыки? я обращаю внимание на первую фразу о западно-европейской традиции - что такое дадаизм, Джон Кейдж и тот же Акита, как не порождение европейской мысли, причём именно мысли, а не чувств. Лично мой чувственный опыт свидетельствует о различии шума и музыки. Я не вопринимаю, например, поездку в метро как аудиофильский опыт. Субъективно я даже отделяю эксперимент и конечный результат в музыке. На примере споров о том, кто придумал тот или иной приём, на примере развития каких-то идей субъективно что-то воспринимается как недоделка (как верно обозначил Джон Леннон в названии своих работ Unfinished music) и что-то как шедевр. На мой взгляд, не каждый эксперимент стоит признавать как успешный - но тут сталкиваешься с некоторой группой критиков-снобов, которые эстетствуют от любого радикального эксперимента и открещиваются от народной музыки (я не имею в виду узко фолк, а поп-музыку, которая является сегодня народной, просто с копирайтом). |