Листая свежий номер журнала Sound On Sound, наткнулся на интересный материал о работе инженера звукозаписи и продюсера Ричарда Додда (George Harrison, Roy Orbison, Del Shannon, Duane Eddy, Freddie Mercury, Montserrat Caballe, Uriah Heep, Joe Cocker, Ringo Starr, многие другие) с Томом Петти и Heartbreakers. Но еще более интересной, чем сам материал, показалась мне небольшая врезочка к нему под названием At Home With Wilburys, в которой Додд делится воспоминаниями об одном из эпизодов работы с легендарной "сборной всех звезд". Почувствовав желание поделиться информацией с общественностью, сделал по-быстрому перевод на русский.
Работа с суперзвездными сверхэго калибра Джорджа Харрисона, Боба Дилана, Роя Орбисона, Тома Петти и Джеффа Линна не может быть простой, особенно когда все они собираются в одной комнате, но Ричард Додд хранит драгоценные воспоминания о сотрудничестве с этими артистами. "Я научился массе вещей от Джорджа, я действительно считал его своим другом. Я немногое знал о Бобе, а вот Джордж мог в любой момент процитировать до последней буквы все когда-либо написанное Бобом. Не знаю, ценил ли Джефф Боба настолько высоко, но уверен, что и он относился к нему с огромным восхищением и уважением. Когда мы записывали второй альбом (Traveling Wilburys vol.3 - прим. переводчика), мы встречались каждый день на протяжении шести недель. Самый длинный за все это время разговор с Бобом состоялся у меня в последний день. Я был в кухне и услышал, как кто-то зовет меня: "Ричард, Ричард! Эй, мужик, было здорово работать с тобой. Надо как-нибудь повторить, как думаешь?" Это самая длинная фраза, с которой он обратился ко мне за шесть недель". "В один из моментов работы над альбомом они сочинили и записали семь треков за один день. Это был четверг, мы записывали четыре акустических гитары и барабаны Джима Келтнера. Когда дело дошло до "If You Belonged To Me", у Боба появилась идея текста и Джордж сказал: "Просто пойди и спой". Так он и сделал, исполнил эту совершенную, абсолютно изумительную вокальную партию. Ровно то, чего ждешь от суперзвезды. Когда он вернулся в аппаратную, Джефф был изрядно впечатлен. Что же до Джорджа, так тот просто ронял слюни. Но он допустил ошибку, переборщив с комплиментами в адрес Боба, и Боб намотал это на ус. На следующий день он пришел и сказал: "Хочу еще раз прогнать тот вокал". Джордж говорит: "Добро", а сам всем видом показывает мне: "Оставь тот дубль, что у нас уже есть. Делай, что хочешь, но не потеряй его". "Боб прошел в студию и сделал еще дубль, и мы не могли разобрать ни одного слова. Мелодия сократилась до трех нот. Это была просто какая-то клякса. Мы обалдели, а Джефф сказал: "Очевидно, нам придется оставить первый дубль". Джордж занервничал: "Давайте послушаем, что скажет Боб", а Боб вернулся в аппаратную и говорит: "Вот, этот дубль мы и включим в альбом". Джорджу пришлось убеждать Джеффа: "Боб прав, ему виднее. Если нам не нравится этот дубль, это только потому, что мы не врубаемся. Постепенно до тебя дойдет, и ты его полюбишь". Но Джефф так его и не полюбил. Он его ненавидел. А у Тома хватило ума не встревать в это дело. Он просто сказал: "Как вам удобнее!" "Теперь перемотаем время вперед и окажемся снова в Англии, мы сводим эту песню и Боб тоже приехал к нам. Джефф рвал на себе волосы, поскольку все это ему дико не нравилось. "Нет, нам точно нужна эта песня на альбоме? Может быть, ну её?" Когда зашел Боб, Джордж спросил: "Послушай, что ты думаешь по поводу микса?" Мы включили ему микс, и он сказал: "Да, все в порядке". А потом кладет руку мне на плечо и говорит: "Эй, Ричард, а тебе как?" А я говорю: "Знаешь, Боб, я бы оставил первый дубль". На лице Джорджа паника, у Джеффа выражение вроде "О, боже, что теперь будет?" Боб говорит: "Оставил бы первый, да? А почему?" Джордж ни слова не говорит, но я просто кожей чувствую его "Заткни пасть, Ричард". В своей блаженной простоте я отвечаю: "Первый дубль звучит в твоем стиле. А второй - я в него просто не въезжаю". Я знаю, что Джефф в этот момент подумал: "Боже мой, ну почему я этого не сказал?" Знаю, потому что он сам потом признался мне в этом. А Боб развернулся, посмотрел на Джорджа, и говорит: "Берем первый". "Все это было уроком для Джорджа. Думаю, Боб чувствовал, что Джорджу пора бы уже прекратить преклоняться перед ним и относиться к нему, как к равному, поскольку у меня было впечатление, что он крайне ценит таланты Джорджа. Ну а я отделался очень легко. Вместо того, чтобы сделать мне выговор за вмешательство в процесс, Джефф пробурчал что-то вроде: "Отлично. Ничего не говори. Давай тот дубль, быстренько пересводим, и готово. Заряжай следующую!"
|