Катехизисом социально-политических идей Джона Леннона, как известно, явилась песня "Imagine", которая, собственно, и инициировала мысль развить тему о социально-политических взглядах Джона Леннона. (Содержание песен, на которые я буду ссылаться ниже, думаю, всем известно, посему приводить тексты песен нет смысла.)
В период Битлз Джон Леннон не писал песен, посвященных теме политики; разве только что песня Revolution, в которой он выступает с позиций либерала. В песне Джон дискутирует с неким человеком, который по сути представляет тип личности-бунтаря, который хочет перевернуть мир, из которого идеи и энергия бьют ключем - своего рода Че Гевара. В песне мы видим намеки на критику коммунизма ("If you go carrying pictures of Chairman Mao, / You ain't gonna make it with anyone anyhow"), который в то время весьма успешно шагал по планете; Че Гевару только недавно убили, усех социалистических революций всё еще живо был явлен в памяти жителей запада - то есть проблема была весьма актуальна. Но в целом для изучения социально-политических воззрений Леннона эта песня может представлять лишь интерес для изучения его идеологических установок; анализ же его видения политического бытия общества сделать на основе этой песни нельзя.
Для выяснения духовных оснований утопии Джона Леннона необходимо прежде всего обратиться к песне "God", из которой мы выясняем его религиозный нигилизм и бескомпромиссный атеизм; вероятно, его на "ура" приняли бы в СССР. "God is a concept by which we measure our pain", - поёт Джон; в продолжение сему, в хороших традициях картезианства, довольно обширный список того, во что он не верит: "I don't believe in magic, I-ching, Bible, Tarot, Hitler, Jesus, Kennedy, Buddha, Mantra, Gita, Yoga, Kings, Elvis, Zimmerman, Beatles, I just believe in me. The dream is over, - заключает Джон, - yesterday I was the dreamweaver but now I'm reborn". Джон абсолютно уверен в ценности ЭГО, он осознал себя как независимого и свободного человека. Эта свобода мыслится как нечто освобождающее от служения кому бы то ни было; человек не должен выпрашивать милостыни у богов, всё зависит от него самого - никому и ни во что нельзя верить, кроме как самому себе и в самого себя; ленноновский человек - это человек возгордившийся. Леннон, конечно, напрямую не предлагает отрицать религию и верить лишь в себя; но главное, что в этой песне предлагается модель.
В песне "Woman is the nigger of the world" Джон обличает весь род мужеский за то, что последний выступает в роли эксплоататора слабого пола. Это неприемлемо, по мнению Джона; видимо, он усматривает в отношении мужчин к женщинам лицемерие: when she's young we kill her will to be free, while putting her down we pretend that she is above us. Мы (we) - это, насколько становится понятно, мужики. В воздухе повисает вопрос: если эксплоатация подобного плана - плохо, то как надо? Можно предположить, что Джон ратовал за свободу самоактуализации женской личности, её эго, чему препятствует вся male race, ратовал за эмансипацию женщин; но конкретного ответа мы не находим. Джон не предлагает никакой шкалы ценностей и лишь по средствам заражения своим эмоциональным состоянием пытается убедить в истинности своих оценок.
И теперь перейдем непосредственно к песне "Imagine" как средоточению и главному выражению политических идей Леннона. Возьмем главные слова первого куплета "Imagine there's no heaven, <...> imagine all the people living for today"; в них мы сразу же видим перекликающиеся идеи с теми, что он пропел в песне "God". В сущности, Леннон отрицает трансцедентный источник этики, отрицает шкалу сверхценностей, предлагаемую религией и призывает "жить сегодняшним днем", ибо легко представить, что рая над нами нет. Жаль, Леннон оставляет нерассмотренным вопрос о том, что он конкретно считает настоящим, действительным источником этических ценностей. Последующие куплеты особенно хорошо демонстрируют коммунистически-утопический характер идей Леннона: Imagine - there's no countries, no religion, no possessions, no need for greed or hunger, a brotherhood of man. Говоря о своих мечтах, Леннон критикует современное ему общество путем противопоставления реальности высказываемых им идей. Но снова мы не находим принципов, на которых должно зиждиться его воображаемое общество.
Творчество Джона Леннона имеет преимущественно критический характер, не утверждает ничего положительного, позитивного. Можно предположить, что Леннон подразумевал под благом удовлетворение материальных потребностей и был апологетом общества потребления, однако это в любом случае прийдется оставить на уровне предположений, ибо непосредственно подобных идей Джон не высказывал. Но вывод напрашивается простой; те модели, которые предлагает Леннон, лишь рисуют образ возгордившегося, самонадеянного человека, который оказывается подвешенным в пустоте, лишенным всяческой духовной основы, а умозрения Леннона не заходят дальше слов о всеобщем мире и братстве. |