"Группу Mud у нас мало кто знал даже в период ее наивысших достижений, когда четверка музыкантов из Южного Лондона месяцами возглавляла британские хит-парады. Нельзя сказать, что у нас не было спроса на такую музыку: напротив, группа Smokie, игравшая нечто подобное (и практически неизвестная в родной Великобритании) пользовалась бешеной популярностью в СССР и до сих пор звучит в эфире СНГ-овских радиостанций. Между тем, у Mud'а и вокалист посильнее, и песни поинтереснее, чем у Smok'ов, но вот поди ж ты. Должно быть, всё дело в названии группы, которое по-русски звучит не вполне прилично: не то "мат", не то "муд", чёрт знает что такое! А если на русский перевести, тогда вообще получается "грязь" или "слякоть", тоже ни с экрана не объявишь, ни друзьям не похвастаешься. И кто им только такое название придумал?
Да вот, сами и придумали. До 1968 года они назывались ещё глупее: The Mourners (Плакальщики), и играли традиционный джаз вперемежку с рок-н-ролллом а-ля Элвис Пресли. За Элвиса в группе работал Лес Грэй, трубивший в джазе с 12 лет и не мысливший себе иной карьеры кроме эстрадной. Когда трубные звуки начали выходить из моды, он без малейшего сожаления переквалифицировался в вокалисты, и получилось у него очень неплохо - впрочем, как и у всех остальных музыкантов. Высокопрофессиональный квартет не прозябал без ангажемента, его приглашали на всякие престижные площадки (вроде лондонского клуба Marquee), и до полной славы им не хватало только одного: собственных песен.
Песни пытался сочинять гитарист Роб Дэйвис, но публике они почему-то не нравились, и на сборнике Mud: The Greatest Hits, который я хочу представить вашему вниманию, ни одной из его песен нет и в помине. Все лучшие песни этого альбома написаны Никки Чинном и Майком Чепменом, весьма плодовитыми композиторами-песенниками, которые в начале семидесятых снабжали музыкальным материалом такие супер-известные проекты, как Sweet и Suzie Quatro.
Собственно говоря, восхождение Mud'а на вершины чартов - дело рук продюсера Микки Моста, который взялся работать с этой группой в 1972 году. По его настоянию квартет полностью изменил свой имидж и репертуар; по его заказу Чинн и Чепмен написали для Mud'а несколько новых песен, и уже в январе 1973 года прогремели на всю страну с оригинальной танго-битовой композицией Crazy. Дальше последовала целая серия хитов: Hypnosis, Dynamite, Tiger Feet, The Cat Crept In, и каждая новая песня была успешнее предыдущей. К концу 1973-го Леса Грэя окрестили "британским Элвисом" и он зазвучал изо всех радиоприёмников и телевизоров, как в наши дни какая-нибудь Глюкоза или Катя Лель.
Да, именно такой была попса в благословенном 1973 году, когда жива была ещё память о Битлз! Именно под такую музыку колбасились предки нынешних 30-летних англичан, французов и прочих европейцев. Конечно, Mud был не единственным, а лишь одним из многих: рядом с ним в чартах стояли Гэри Глиттер, Showaddywaddy, тот же Sweet, наконец. Блестяще аранжированный мелодичный рок-н-ролл, сыгранный и спетый без лажи, стал очень моден в середине 70-х, и к концу десятилетия уже переступил ту тонкую грань, которая отделяла его от евродиско. Однако на сборнике Mud: The Greatest Hits этот шаг ещё не сделан. Все 16 треков - полноценный гитарный рок с живым (иногда даже очень живым!) ударником, впечатляющими риффами, энергичным чёсом в четыре четверти и удалыми мужскими спевками а-капелла. Очень правильная музыка, короче говоря.
Целых три года, с 1973 по 1976, группа Mud играла и записывала такую музыку, собирая богатый урожай гонораров, наград и зрительских симпатий. Затем им надоело петь песни Чинна и Чепмена, они расторгли контракт с лейблом RAK и отправились в автономное плавание. Оно оказалось не столь удачным, как предполагалось: первый альбом самодельных песен по инерции продался неплохо, а следующие всё хуже и хуже и хуже. В 1978-м группа развалилась, барабанщик ушел в страховой бизнес, но все остальные участники продолжали заниматься музыкой.
Лучше всех дела пошли у соло-гитариста Роя Дэвиса: он наконец-то научился сочинять песни и даже сделал несколько хитов для Кайли Майноуг и Atomic Kitten. Бас-гитарист Рой Стайлз до сих пор играет в гастрольном составе The Hollies; а фронтмен Лес Грэй, как я уже говорил в анонсе, совсем недавно умер в Португалии от сердечного приступа. До самых последних дней он пытался реанимировать группу, собрал новый состав, назвал его Les Gray's Mud и ездил в турне по Европе, несмотря на прогрессировавший рак гортани. Он лёг в больницу только в прошлом году, когда стало уже совсем плохо, но без сцены не смог прожить и года. Российские СМИ не сообщили о его смерти, поскольку Mud - это всё-таки не Smokie, а Лес Грэй - не Крис Норман. Его у нас и при жизни мало кто знал."
Дмитрий Гайдук
март 2004
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1652390/Дискография
Mud, "Gold Collection.The Greatest Hits"
Mud, "Mud. Best Of"
Mud, "Mud. Gold Collection"
Mud, "Mud. The Story Of"
Mud, "Mud. Singles 67-78"
Mud, "Mud. Great"
Mud, "Mud. Mud Rock/Mud Rock II"