Новый концертный цикл оркестра Челябинского оперного театра назвали "Симфонические метаморфозы". По замыслу труппы, он не только принесет метаморфозы в привычный классический репертуар театра, но и качественно повлияет на зрительский интерес публики к оперной музыке, который, как признаются, музыканты, в последние годы снизился.
Вместо ревущего стадиона - академичная атмосфера театра оперы и балета имени Глинки. Вместо скандирующей толпы - публика, настроенная на симфоническую музыку. Так в Челябинске открылся концертный цикл "Симфонические метаморфозы". Классика мирового рока звучит в новом прочтении.
За дирижерским пультом - выпускник екатеринбургской консерватории, а с этого года - главный дирижер и художественный руководитель театра Антон Гришанин. Именно ему, а также его давнему коллеге - екатеринбургскому композитору Сергею Сиротину оркестр обязан "бархатным" стилевым поворотом: со сцены звучит брит-рок, но в сложном симфоническом переложении. Антон Гришанин, дирижер, говорит: "Для Челябинска это еще ново. Но я пошел по проторенному пути". То есть - максимально приблизить оригинальный гитарный саунд ливерпульской четверки к полифонической мощи симфонического состава. Ведь музыка "Битлз" постоянно звучит на челябинской сцене. По праву заслуженным битломаном Челябинска можно назвать лидера группы "Иваныч" Валерия Ярушина, который 8 лет назад организовал свои "Битловские посиделки". Музыку Джона, Пола, Джорджа и Ринго переосмысливают джазмены - известный ансамбль "Уральский диксиленд Игоря Бурко". Более того, в городе второе десятилетие разменяли две рок-группы, в основе репертуара которых только "Битлз" и ничего больше. Это группы "The Wheels" и "Ливерпуль". Владимир Клинов, вокалист и гитарист группы "Ливерпуль", пояснил: "Это называется музыка оригинала. Минимальные изменения есть: безусловно, делается поправка на современное звучание. Но не доходит до искажения первоисточника".
Обращение к хрестоматийной британской эстрадно-роковой песенной традиции XX века - новация для труппы челябинского оперного театра. Денис Северинов, художественный руководитель театра, добавляет: "У всех театров мира одна и та же проблема: зритель стареет. А сегодняшний зритель боится идти в оперный, так как боится не понять, что происходит на сцене. Как сделать оперу современной и понятной, как привлечь молодежь?" Мы, помимо музыки "АВВА" и "Вестсайдской истории", "Битлз" и "Иисус Христос - суперсзвезда", даем популярные, но, тем не менее, классические произведения для симфонического оркестра. Да, шоколадку скормили, а вот вам и хлеб, которым необходимо питаться!"
Молодой аудитории, пришедшей в оперный, идея пришлась явно по вкусу. Принципиально шли на "битлов", но получали удовольствие и от попурри на известные оперные увертюры:
Если "Битлз-сюита" адаптировала современных челябинцев к восприятию полифонической мощи симфонического оркестра, то оркестр адаптировался к ритму синкопированной музыки. Вместо рояля на сцене поставили синтезатор, добавили ритм-секцию с барабанами и электробасом. Антон Гришанин смеется: "Если бы вы посмотрели на музыкантов! Во время действия я просил их ногами не топать – но и подпевали, и топали. Нельзя такую музыку играть, не привнося свой посыл, свой настрой".
Говорят, что у главного песенного шедевра "Битлз" - "Yesterday" существует более 2,5 тысяч версий. И это только тех, что известны. Свою каплю в это море мировой битломании добавил и челябинский оперный. Оперу - в массы, "Битлов" - в консерватории. Такая идея, наверняка, в этом море не утонет.
Наталья Риккер, Ален Хачатуров