В истории есть только одно музыкальное произведение, которое может именоваться рок-оперой - «Jesus Christ Superstar» , в котором примерно в равной степени присутствуют черты оперы, классической инструментальной музыки и рока ; материал, созданный в разные времена прочими сочинителями, и обозначенный ими как «рок-опера», таковым в действительности не является, а имеет место лишь напыщенное злоупотребление термином. Простить такую бесцеремонность можно лишь The Who, которые с подачи своего менеджера назвали таким образом тематический альбом «Tommy», причем, скорее всего, из чистого пижонства.
`JCS` была создана композитором Эндрю Ллойдом Уэббером и поэтом Тимом Райсом, бывшим юристом, по-рокерски настроенным автором, который пытался писать песни для рок-групп. Воспитанного в католической школе Райса с детства интересовал вопрос: почему Иуда Искариот сделался предателем, и в чем причины его поступков? По первоначальному замыслу именно Иуда должен был стать главным героем рок-оперы, но в процессе сочинения разделил эту роль с Иисусом.
Т.Райс: «С детства меня мучила мысль - как бы я поступил, окажись я в той же ситуации, в которой оказались Понтий Пилат и Иуда из Искариота. Как они могли знать, что Иисус обретет божественный статус, а они в результате будут навеки прокляты?»
Во многом опера следует Евангелию, но некоторые важные детали трактуются авторами весьма вольно : в частности, Иуда представлен мечущимся мыслителем, пытающимся оградить Иисуса и израильский народ от опасности, которая возникнет в случае коронации Христа, что повлечет неизбежное подавление волнений со стороны римлян, и массовое кровопролитие. Той же «логике» отчасти следует синедрион, но в Евангелии приводится мнение Пилата на этот счет : прокуратор знал, «что предали Его из зависти».
В Библии образ Иуды значительно проще : когда Иуда негодует, что драгоценный елей потрачен на Иисуса, приводится комментарий, гласящий, что сказал Иуда это не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор, носил с собой деревянный ящик, и все, что туда опускали.
Ипостась Иуды ярко воплотил Мюррей Хэд, спев свои партии в хрипловатой, выразительной манере, но в очень значительной степени опера состоялась благодаря Иэну Гиллану, исполнившему роль Иисуса : вокалист Deep Purple обладал голосом, уникальным по эстетике тембра, широте диапазона, и способности издавать мощные, экспрессивные вопли ; равных ему в хард-роке нет.
Пронзительное, проникновенное исполнение Гилланом арии «Gethsemane» , одной из сильнейших в опере, ясно дает понять, что он был лучшим исполнителем этой роли, сколько бы ее ни ставили на сцене с другими вокалистами.
Снятый несколько позже одноименный фильм Нормана Джуисона не настолько силен в вокальном смысле, поскольку актерский состав в основном был иным, хотя в кинематографическом плане это достойная картина.
Также стоит отметить превосходную работу Барри Деннена, спевшего арии Пилата, и Майка д`Або, выступившего в качестве царя Ирода, причем Ирод оперирует современными терминами, присущими агенту из шоу-бизнеса, но присутствие в опере современных тонов заставляет осознать, что многие проблемы, существовавшие 2000 лет назад, остались и поныне.
Ближе всех к тематической рок-форме подошли Beatles , создавшие жанр рок-альбома, объединенного единым замыслом, и после «Пеппера» и «Эбби Роуд» можно было ожидать от них рок-оперных свершений, но группа распалась ; однако Уэббер и Райс сотворили нечто исключительное, дав отпор американским мюзиклам с убогим вокалом и примитивной музыкой, и сказав новое слово в истории музыкального театра.
Разговорные сцены, характерные для мюзиклов, отсутствовали.
Э.Л.Уэббер: «Никто не хотел и слышать о том, чтобы поставить `JCS` в театре. "Хуже идеи не придумаешь", - сказал нам один из продюсеров. Вот мы с Тимом Райсом и решили выпустить оперу в виде альбома».
«В числе моментов моей жизни, которыми я горжусь больше всего, было посещение спектакля моим кумиром, Дмитрием Шостаковичем. Он сказал, что и сам хотел бы написать такое и похвалил меня за то, как рок-секция взаимодействует со струнными и духовыми».
Т.Райс: «Работая над пластинкой, мы сократили и осовременили текст. Музыка получилась более рОковой и более энергичной, в гораздо большей степени нацеленной на молодежную аудиторию. Все это дала нам пластинка. Поначалу мы этого не осознавали, так как Эндрю писал ее с расчетом не на альбом, а на театр. Но так получилось даже лучше, еще до постановки мы получили огромный резонанс, и, когда, наконец, добрались до сцены, все участники уже прекрасно знали и текст, и музыку».
Причем следует заметить, что в классической опере нередко большая часть времени отводится довольно размытой музыкальной форме, а ясные по своей мелодической структуре арии остаются в явном меньшинстве. В `JCS` все фрагменты отличаются абсолютной мелодической четкостью, и рок-опера является редкостно концентрированным произведением, в чем ее вечная музыкальная ценность.