В день рождения именинникам желают здоровья, удачи, успехов. Но битломаны, битлофилы и битлолюбы в день рождения Йоко могут произнести все эти слова разве что из вежливости и уважения к возрасту дамы – но мало кто сделает это от души и с теплотой. Почти для каждого из нас Йоко – та женщина, «которая развалила «Битлз». Распад любимой группы – как незаживающая рана – должен же быть кто-то конкретный, кто в этом виноват!
А виноват, вообще, Пол! Какого лешего он познакомил Джона с «этой женщиной»?!
Впрочем, у Йоко были припасены для Джона специальные приворотные магниты. На той самой выставке стояла там самая лестница, на которую нужно было подняться, чтобы увидеть в лупу маленькое слово «Да!». А Джон был «человек-да». Открытый ко всему новому и необычному, постоянно ищущий и экспериментирующий. Он хотел быть не просто великим музыкантом и поэтом – он хотел быть кем-то ещё. Он хотел быть не просто членом величайшей группы в истории человечества – он хотел быть кем-то бóльшим.
Йоко тоже хотела быть кем-то бóльшим, но при этом хорошо понимала, что может стать по-настоящему великой только как спутница великого человека. Вряд ли её картины и прочие арт-объекты имели бы какой-то серьёзный успех, если бы она не была женой и вдовой Леннона. Вряд ли её песни были бы хоть сколь-нибудь интересны, если бы не 12 лет совместной жизни с членом «Битлз».
После смерти Джона у неё не было иного выхода, как продолжать борьбу за мир, хотя гуманистические идеи, наверное, вполне соответствовали её собственным взглядам и характеру. Но она, так или иначе, навсегда стала заложником этого образа. Образа вдовы самого Джона Леннона. Пускай, с Сэмом Хавадтоем она прожила намного дольше, чем с Джоном – двадцать лет.
Но мы, битломаны, битлолюбы и битлофилы всё равно должны поздравить Йоко от чистого сердца, не держа за пазухой камень. Ведь Джон любил её по-настоящему! И это чувство вдохновляло его. Скольких песен, возможно, так и не было бы им написано, если бы не она! А «Битлз» распались потому, что четверым великим музыкантам и творцам было уже объективно трудно удержаться в рамках даже такого фантастического коллектива. Чуть позже развод всё равно состоялся бы. Да и вообще не факт, что влияние Йоко на это было на самом деле велико. Просто время пришло.
А сейчас тем более делить нечего, когда половина группы здесь, а половина – Там. И нет уже с нами Синтии, Линды, Морин. А из всех первых жён битлов осталась только Патти.
ПС. 1 июня 2007 года Йоко Оно была у нас на «Эхе Москвы» в эфире. Необычное ощущение: стоишь рядом с человеком, который с пионерского детства был частью самой важной для тебя легенды. Йоко подарила на память значок Imagine Peace, а я решил над ней немножко подшутить. И теперь у меня есть, наверное, единственный на планете автограф Йоко Оно на книге, написанной Альбертом Голдманом. Знала бы Йоко, чьё сочинение ей дали на подпись))).
В то время, когда я еще был юн и просто любил The Beatles (обладая, тем не менее, базовыми знаниями из истории группы, но не зная о роли Йоко), в рамках одного из перформансов был подготовлен Манифестон рязанских битломанов. Одним из требований в нём было "Переименовать ООН в ОНО!"