Боб Дилан, Шакира и другие звезды неожиданно для многих продают права на свои каталоги. Sky News решили разобраться в ситуации.
На самом деле, ничего нового в продаже прав на дискографию нет, но если внимательно посмотреть, то в последние месяцы такие события участились. В декабре, например, стало известно о масштабной сделке Дилана и Universal Music Group — 600 треков, от Blowin' In The Wind (1962) и The Times They Are A-Changin (1964) до Murder Most Foul (2020). Точная сумма соглашения неизвестна, но по некоторым данным, это от $300 млн до $600 млн.
Похожие сделки за недавнее время заключили Нил Янг, Дебби Харри, Стиви Никс и Мик Флитвуд, список можно продолжать.
Почему это происходит именно сейчас? Из-за роста стриминговых сервисов изменилось то, как слушатели потребляют музыку, и то, как артисты на этом зарабатывают. Инвесторы способны заметить ценность неувядаемых хитов и выступают с предложениями, от которых трудно отказаться. Свое влияние оказало и то, что из-за пандемии коронавируса стали невозможны гастроли. Еще одним фактором названо избрание нового президента США.
Как считает музыкальный журналист Дэвид Синклер, «золотую лихорадку» с бэк-каталогами принес «идеальный шторм»: «Думаю, более возрастное поколение авторов песен внезапно осознало, что у треков, которые они сочиняли в течение долгого периода времени, есть невероятная ценность, которую можно реализовать прямо сейчас. Это совпало с осознанием определенных инвесторов, что наступил очень хороший момент для того, чтобы поймать любые выставляемые каталоги. Деньги в настоящее время очень дешевые, процентные ставки очень низкие». Как отметил Синклер, Дилану, Янгу и многим другим музыкантам, которым сейчас за 70 лет, предлагают суммы, примерно в 20 раз превышающие их ежегодные доходы с авторских прав.
Одной из компаний, покупающих права на тысячи песен, стала британская Hipgnosis. За последние несколько лет она заключила сделки с такими артистами, как Blondie, Барри Манилоу, Timbaland и Марк Ронсон. Основатель компании Мерк Меркуриадис в беседе с газетой The Guardian в 2020 году заявил, что музыка так же хороша или даже лучше, чем золото или нефть, потому что ее всегда потребляют, независимо от того, что происходит в мире.
Влияние COVID-19. Во многих странах из-за пандемии отменены концерты, так что артисты наверняка провели большую часть 2020 года в раздумьях о том, что для индустрии готовит будущее. Когда у Дэвида Кросби из Crosby, Stills and Nash спросили, последует ли он примеру Дилана, музыкант ответил утвердительно, но судя по всему, такая перспектива его не особенно радовала: «Я не могу работать… стриминг украл мои деньги от звукозаписи… У меня семья и ипотека, я должен позаботиться о них, так что это мой единственный вариант… Уверен, остальные чувствуют то же самое».
Синклер, со свей стороны, отметил, что многие музыканты размышляют о том, когда именно они смогут выступать с концертами «по старинке»: «Даже когда они возобновят выступления, это будут не огромные, битком набитые залы, которые в свое время стали нормой». По мнению эксперта, будет совершенно другая экономическая модель.
Налоговые льготы. Когда артисты получают ежегодные выплаты от авторских прав, то самые высокодоходные из них должны заплатить подоходный налог в 40%. Если же продать каталог целиком, то в США, к примеру, достаточно разово заплатить 20% налога на прирост капитала. Хотя новый американский президент Джо Байден планирует повысить этот налог до 40% для тех, кто зарабатывает больше $1 млн в год. Как пояснил Синклер, благодаря продаже всех песен сразу Дилан, например, получает доход за 20 лет в один год, а налогов платит меньше.
Личные причины. Многим артистам, которые сейчас продают бэк-каталоги, уже за 70 лет. Крупная сумма на банковском счете может быть большим стимулом, но не исключено, что музыканты думают и о потенциальных трудностях для семьи, которые возникнут после их смерти. Филипп Уэсли, пианист из Нэшвилла, продал права на свой каталог в 2019 году за $4,25 млн. По его словам, он никогда не думал об этом, пока ему не предложили: «Я поговорил с родными, и мы решили, что это хорошая идея. Я не буду жить вечно, я старею. А моя семья, она не очень знакома с музыкальным бизнесом, и думаю, что после моей смерти они не захотят выяснять, как ориентироваться в этом бизнесе, как искать авторские и все такое». Поэтому, добавил Уэсли, он решил, что настало удачное время, чтобы продать каталог.
В декабре Долли Партон в интервью с Music Week заявила, что рассматривает возможность продажи своих песен по похожим причинам.
Продажа себя? Сделка Дилана, определенно, вызвала у кого-то удивление. Но со всеми теми миллионами на банковском счету его вряд ли беспокоит такая реакция. Мысль о том, что деньги не мотивируют почитаемых нами звезд рок-н-ролла — «мираж», говорит Синклер. По его словам, никто из артистов не достиг высот, на которых они находятся сейчас, игнорируя коммерческие возможности — это очень грамотные бизнесмены, что бы фанаты ни думали.
Да и «продажа себя» уже не имеет таких негативных оттенков, как когда-то. «Помню, один из моих любимых артистов однажды дал интервью, которое в чем-то сформировало мое подростковое мнение, так вот, он сказал: «Если ваша песня используется в рекламе, это ужасно, потому что вы взяли чьи-то чувства и приделали их к стиральному порошку», — заявил музыкальный журналист Пол Стоукс. По его словам, этот же артист был задействован в автомобильной рекламе около 18 месяцев назад.
С другой стороны, считает Стоукс, это довольно умный ход, потому что песня «пылилась» в бэк-каталоге, она была популярным синглом 30 лет назад, а сейчас благодаря рекламе люди вспомнили, какая она отличная: «Очевидно, если ваша песня используется в автомобильной рекламе, люди могут сразу ее найти. Им не нужно смотреть рекламу 27 раз, чтобы понять, что это за песня, они могут сразу включить ее в стриминге».
Почему инвесторы готовы платить так много? В январе было объявлено о сделке, касавшейся продюсерских прав на некоторые ранние хиты Take That. Их продавал продюсер Иен Левин, а покупателем выступила One Media iP Group. По словам ее главы Майкла Инфанте, музыкальные права находятся в эпицентре того, как работает сама индустрия. Инфанте прогнозирует, что в будущем число таких сделок продолжит расти.