50 лет назад, 22 марта 1963 года, в Великобритании в продажу поступил дебютный альбом The Beatles «Please Please Me». Он продержался на первом месте альбомного хит-парада Великобритании 30 недель, до зимы, и уступил только второму релизу группы — «With The Beatles». Именно с выхода «Please Please Me» началось явление под названием «битломания».
Альбом вышел в марте 1963 года в моно-варианте, стереозапись поступила в продажу еще через месяц. А в мае 1963 года «Please Please Me» возглавил альбомный хит-парад Великобритании — притом что в ту пору первых строчек чартов достигали долгоиграющие пластинки, главным образом с саундтреками и фоновой музыкой.
11 февраля 1963 года ливерпульская четверка записала большинство треков пластинки в течение десятичасовой сессии. Фактически это было живое выступление в студийных условиях — несколько песен были записаны с первого дубля, а для других первые дубли стали лучшими. «Я до сих пор не понимаю, как они это сделали, — вспоминал впоследствии звукорежиссер Джордж Мартин. — Они играли 12 часов, а чистого времени — около 10, и чем дольше они это делали, тем лучше выходило — это притом что Леннон был заметно простужен и температурил. Но об усталости не шло и речи». Сессия обошлась менеджменту The Beatles в 400 фунтов. В ценах 2013 года это около 10 тысяч фунтов. Все музыканты, как член профсоюза, получили по 7 фунтов 10 шиллингов за каждые три с половиной часа работы.
На обложке по изначальному замыслу группа должна была стоять у стены инсектариума Лондонского зоопарка — такая идея родилась у Джорджа Мартина, почетного члена Лондонского зоологического общества. Но звукорежиссеру не позволили этого. Тогда Мартин позвонил легендарному театральному фотографу Энгусу Макбину, который сделал снимок группы на лестнице здания EMI на Мэнчестер-сквер.
Последней шла запись песни «Twist and Shout», утяжеленная и убыстренная кавер-версия хита американской группы The Isley Brothers, выпущенного в июне 1962 года. Уже изрядно охрипший Джон Леннон выдал максимально агрессивный вокал, хотя, по воспоминаниям очевидцев, к этому времени впал в подобие транса. Номер был записан с первого дубля.
«Лента.ру» спросила российских музыкантов, что значит для них эта пластинка, и попросила назвать любимые песни с нее.
Евгений Хавтан, худрук группы «Браво»:
«Please Please Me» — это был порох, забитая до отказа бочка со взрывчаткой, которая разнесла существовавший мир в клочки. Любимая песня с этого альбома — пожалуй, первая, «I Saw Her Standing There». Отсчет Маккартни «One, two, three, four», с которой она начинается, — это, продолжая аналогию, искра, которая подожгла фитиль бомбы. The Beatles в пору записи были очень молоды и обладали бешеной энергетикой, перед которой не могла устоять окружающая действительность, и на первом альбоме это чувствуется очень сильно. Для меня The Beatles — огромная планета, которая вращается вокруг нас и, как ни парадоксально, живет собственной жизнью, которая ни зависит ни от политических новостей, ни от курса валют, ни от технологического прогресса. Слушая их, можно грустить лишь об одном: ни The Beatles, ни 1960-е больше никогда не повторятся.
Олег Нестеров, лидер группы «Мегаполис»:
Вообще, The Beatles для меня — синоним солнечного счастливого детства, когда я в 1964-1966 годах еще совсем маленьким, года в три-четыре, слушал пластинки, которые ставил мой старший брат. И дебютный альбом, конечно, тоже. Я думаю, что «Please Please Me» — главная причина того, что я очень неплохо помню свои дошкольные годы. А больше всего мне нравится трек «Misery» — вряд ли я могу объяснить почему, это на уровне каких-то глубинных эмоций.
Михаил Боярский, актер, певец:
Это, пожалуй, один из главных альбомов в моей жизни. Записан в беспрецедентно короткие сроки — и с таким удивительным вкусом, и еще более удивительным мастерством, да к тому же на четырехдорожечную запись. При этом пластинка очень некоммерческая — на ней, во-первых, не так много песен авторства не Леннона и Маккартни, во-вторых — даже они на тот момент не были раскрученными хитами, так что «Please Please Me» — полноценное, искреннее музыкальное высказывание. Отмечу также изумительный вокал Леннона и Маккартни, их непривычную манеру пения, которая, к слову, изменилась со временем. Пластинка, безусловно, очень живая, и на тот момент она была прорывом. Любимая песня — заглавная, «Please Please Me», аранжировку которой я считаю одной из лучших, которые возможны. И медленная, «Anna (Go to Him)» — потрясающая вещь. Ее мало кто сможет спеть без подготовки — а они взяли и спели.
Алекс Кельман, DJ, основатель группы Punk TV:
Это первый альбом великой четверки, и, наверное, этим многое сказано — начало пути. Для меня он слегка наивно звучит в сравнении с последующими пластинками. Хотя ребенком я затер до дыр этот винил, так что у меня скорее что-то положительное связано с воспоминаниями о детстве. А люблю я из дискографии The Beatles альбом «Revolver», конечно. Рассуждать же о роли «Please Please Me» в истории нет абсолютно никакого желания. Это до меня делали уже миллионы критиков, культурологов и историков музыки. Все, в общем, и так ясно. А любимый трек — «Love Me Do». Он очень простой и игривый, на мой взгляд.
Евгений Горбунов, сооснователь группы NRKTK:
Честно говоря, я рос на «Hard Day’s Night», а к «Please Please Me» всегда относился с осторожностью — эти четверо очень внимательно смотрели на меня с балкона, как будто им что-то было нужно. Мне казалось, они говорят: «Пиши мелодии, мелодии — это главное, пиши их как можно лучше. Или своруй у нас». Поэтому я своровал подчистую кусок как раз «Please Please Me» для нашей песни «Мальчик карате». Это, как говорит мой друг Ждан, панковский период The Beatles, у них на этих записях столько энергии, не замутненной излишествами продакшена, что порой как-то даже неловко становится за свои записи. До сих пор.
Герберт Моралес, лидер гуппы Jah Division:
Я слушал «Please Please me» на катушечном магнитофоне «Яуза» — почему-то у меня с этой пластинкой сразу с ним ассоциация. Этот альбом ознаменовывал расцвет бит-музыки и предвещал ее распространение по всему земному шару. Мне он являет The Beatles на своем раннем этапе, но с уже сформировавшимся характерным звучанием. А любимая песня — «There’s a Place».
Последней шла запись песни «Twist and Shout», утяжеленная и убыстренная кавер-версия хита американской группы The Isley Brothers, выпущенного в июне 1962 года. Уже изрядно охрипший Джон Леннон выдал максимально агрессивный вокал, хотя, по воспоминаниям очевидцев, к этому времени впал в подобие транса. Номер был записан с первого дубля.
Николай Стравинский, ударник панк-группы «Тараканы!»:
С альбомом «Please Please Me» планета узнала, что такое настоящая рок-группа, со всеми вытекающими для нее последствиями: секс, наркотики, рок-н-ролл. Его целиком я прослушал, уже когда знал наизусть все творчество Битлз, так как в России он не издавался на пластинке. Причем почти все песни с него я слышал на разных сборниках, которых было в избытке на пиратских кассетах.
Наибольшее впечатление на меня произвела песня «Twist And Shout». Этот трек не авторства Битлз, но вокальная подача Джона меня сильно поразила. Но любимой я бы все же назвал песню Джона «Please Please Me». Это был первый большой хит группы, и только после него их музыкальный продюсер Джордж Мартин убедился, что ребята сами могут писать замечательные песни, и больше никогда не предлагал им сотрудничать со сторонними композиторами.
P.S. Маша Макарова, лидер группы «Маша и медведи»:
Начать нужно с того, что я Макарова, хотя в этом конкретном случае я скорее Маккарова, и я дочь Маккарова Владимира Валерьевича, который невероятно похож на Пола Маккартни и пишет песни не хуже, чем он, да и голос у него настолько великолепный, что едва ли не затмит голос Маккартни. А вот Джон Леннон ужасно похож на моего отчима. Я дочка бога, и этот бог имеет несколько лиц, среди них главными для меня являются лица Джона Леннона и Пола Маккартни – это мой отец и мой отчим. Я наблюдаю за Полом Маккартни в своей повседневной жизни и за Джоном Ленноном тоже. Хотя я очень люблю и Джорджа Хариссона, он тоже очень клевый чувак, но, конечно, основные товарищи – это Леннон и Маккартни, они проходят сквозь всю мою жить и стали уже прототипами, они как Чебурашка и крокодил Гена.
А моя любимая песня The Beatles – это «Yellow submarine», потому-то мы ее поем вместе со всеми детьми, искренне, честно и отдавая долг отечеству.