Московское издательство "Эксмо" запустило новую серию "Конец света", в которой намерено выпускать художественную и автобиографическую прозу знаменитых западных рок-музыкантов.
Первыми появились книги двух столпов американской музыки: "битнический" "Тарантул" - единственный роман живого классика Боба Дилана, и "Настоящая книжка Фрэнка Заппы" - единственная книга уже умершего классика ироничного рок-авангарда.
Первая книга - поток сознания 26-летнего рок-бунтаря, тусующегося в Гринич-Виллидже, - была впервые выпущена переводчиком и инициатором "эксмовской" серии Максимом Немцовым еще более 10 лет назад и уже известна поклонникам Боба Дилана и того пласта американской культуры, которую он олицетворяет.
Вторая же книга доходит до русского читателя впервые. В строгом смысле слова она не написана Фрэнком Заппой (1940-1993): он наговорил свои воспоминания и желчные соображения об окружающей его рейгановской Америке (книга была закончена в 1988 году) на магнитофон, отослал пленки журналисту Питреру Оккьогроссо, и потом поправил написанный и скомпонованный им текст.
Но то ли благодаря тому, что Оккьогроссо оказался толковым "гострайтером", то ли благодаря тому, что Фрэнк Заппа четко говорил и пристально следил за процессом, "Единственная книга Фрэнка Заппы" действительно вполне дает представление об этом незаурядном музыканте и общественном деятеле - первым, до "Битлз" и The Who выпускавшим концептуальные рок-альбомы и рок-оперы, скрещивавшим рок с симфонической музыкой, едко издевавшимся над хиппи и над "Сержанотом Пеппером" и ведшим бесконечную борьбу с музыкальным и политическим истеблишментом США за свободу самовыражения.
Книга написана в характерной для Заппы дурашливой "воннегутовской" манере (и украшена соответствующими картинками). Первая ее половина, как водится, повествует о детстве и становлении начинающего артиста. Чрезвычайно любопытны также эстетические пассажи и особенно глава "Только о музыке", в которой Заппа "на пальцах", своии словами старается доходчиво изложить идеи и принципы современного искусства.
Последняя треть книги, посвященная битвам Заппы с американской бюрократией, все-таки тяжеловата для неамериканского читателя - именно в силу специфичности этой борьбы и разветвленности американской юридической системы.
Не доставляют легкости чтению и некоторые темные места перевода - в частности, переводчик Виктор Коган явно не очень знаком с музыковедческими терминами. Не сразу можно сообразить, например, что под словами "украшая аккорды парциальными тонами" имеются в виду альтерированные ступени (или джазовые обращения) аккорда.
Кроме того, в "Конце света" вышли книги рокеров помоложе, двух бунтарей - Генри Роллинза и Майкла Джиры.
Книга "Потребитель" Майкла Джиры (Michael Gira), лидера играющей экспериментальный индастриал группы Swans и владельце независимого лейбла Young God Records, состоит из коротких и очень коротких рассказов, заметок, видений и наблюдений. Достаточно часто это просто переложенные на бумагу картинки мрачного авторского воображения, объединенные интонацией и повествованием от первого лица.
Местоимение "я" вообще можно назвать стержневой частью "Потребителя", лейтмотив которого: распад тела, распад духа и распад разума. При этом крепости самого автора вполне хватает, чтобы, пользуясь почти трэшевой стилистикой, создавать у читателя ощущение этих процессов, но не самоуничтожиться и довести книгу до конца.
Тем не менее на обложке книги "ЭКСМО" сочло нужным написать: "Книга не рекомендуется для чстения людям с неустойчивой психикой". Возможно, к такой осторожности издателей подвигла судьба переводчика Андрея Безуглова, покончившего с собой сразу окончания работы над рукописью.
Книга Генри Роллинза "Железо" - лидера групп Black Falg (1977-1986) и Henry Rollins's Band, выступающего последние годы в жанре лекций с музыкальными иллюстрациями - это, по сути дела, дневники запоздалого взросления бескомпромиссного и глубоко чувствующего человека. Однако документальность дневников обманчива: Генри Роллинз публикует не дневник, а сочинение "в жанре дневника", последовательно проводя свою главную назидательную линию: превращение закомплексованного слабака в сильного душой и телом сверхчеловека.
На вопрос, почему новая серия ЭКСМО называется "Конeц света", а не, допустим, "sex, drugs&rock-n-roll", ее составитель Максим Немцов вспоминает известную песню группы R.E.M. - It's The End Of The World As We Know It (I feel fine) - "насколько нам известно, это конец света, и я прекрасно себя чувствую".
В ближайших планах серии - выпуск книги прозы Джона Леннона.