Не верьте питерским городским изданиям и сетевым проектам - в общепринятом в цивилизованных странах понимании пластиночных магазинов в Петербурге нет! Все имеющие отношение к винилу лавки северной столицы объединяют между собой два общих недостатка - непомерные цены вкупе с ужасным выбором. Вам некуда прийти и купить в день релиза последний альбом P.I.L., свежий номер Mojo или Record Collector. О Record Store Days, регулярно проводимых в Европе и США, в Петербурге никогда и не слышали, а за «редкости» или «элитный винил»здесь принято выдавать вполне обычные издания, зачастую не в лучшем состоянии.
Владельцы магазинов, часто застрявшие в музыкальном развитии в середине 1970-х - начале 1980-х годов, или грезящие прог-роком, золотыми проводами и вертушками Clearaudio Master, за одно лишь название Beatles, Pink Floyd или, не приведи господь, Led Zeppelin на обложке, автоматически удваивают и без того завышенные цены. Они видят своими покупателями исключительно «богатых и успешных 50-летних мужчин с классическими вкусами» и нараспашку раскрытыми бумажниками, совершенно упуская из виду, что эти люди либо уже давно имеют всю классику рока в коллекции, либо покупают ее по вполне разумным европейским ценам в интернете или во время поездок за рубеж. Одна радость - подобная ситуация на руку любителям малоизвестной инди-музыки1980-1990-х годов - именно эти релизы в Петербурге можно найти за совершенно адекватные деньги, просто потому, что хозяева магазинов не знают, кто такие Smithereens, Cabaret Voltaire или JSBX.
Самыми массовыми потенциальными покупателями пластинок, да и всего музыкального контента, в наше время являются«хипстеры» и примкнувшая к оным молодежь - не всегда богатая, но достаточно активная прослойка общества, готовая регулярно жертвовать ради «старого доброго» некоторым, пусть и небольшим,количеством наличности. Именно эти люди никогда не держали в руках винил «Dark Side of The Moon» а при виде старого издания «Stormbringer» их еще пробирает благоговейная дрожь!
Итак, ассортимент петербургских лавок ужасен, а принципы торговли были сформулированы барыгами-фарцовщиками еще в советские времена: вместо «продать», «клиент», «прибыль», у этих людей до сих пор в ходу понятия «втюхать», «лох» и «навар». На актуальность предложения в петербургских виниловых магазинах можно сетовать очень долго. Ни в одной городской лавке невозможно купить релиз в день его официальной премьеры, пусть даже дороже, чем «у буржуев». Пластиночный коллекционер, думается, всегда готов немного переплатить за возможность вскрыть «This Machine» The Dandy Warhols в один день с британским,американским, или финским коллегой.
Этой осенью сильно удивил Медиамаркт тем, что с опозданием всего лишь в пару месяцев выставил в продажу «коробки» с альбомами Blur,впрочем, цена была безумной - при рознице в Европе в 24 евро и стоимости в 22доллара в США, здесь переиздания Дэймона Албарна &Co продаются по 40 евро за альбом. С недавно изданной «коробкой» The Beatles ситуация примерно такая же. Откуда берете прайс, господа?
Все стоны владельцев магазинов о том, что арендная стоимость помещений высока и спрос на винил невелик - не более чем пресловутые «разговоры в пользу бедных». Почему цены на пластинки в придушенных налогами Дании или Финляндии в разы ниже? К тому же в Россию привозят неновые диски в далеком от идеала состоянии - те, что не проходят по нижним коллекционным оценочным категориям «excellent» или «near mint» в том же Копенгагене или Мюнхене!В пятимиллионном Петербурге всегда найдется должное количество меломанов,способных покупками «прокормить» пять - десять пластиночных магазинов, честно торгующих интересным и актуальным товаром. Все что нужно сделать их владельцам - унять собственную жадность, разнообразить ассортимент и жить «от оборота» - когда выгоднее продать двадцать пластинок по пятнадцать евро, чем три по сто. Результат не заставит себя ждать!
Итак, некоторые обитатели виниловых джунглей Санкт-Петербурга:
Спортивный меломан
Санкт-Петербург, Гривцова пер., 24
Пожалуй, самый демократичный пластиночный магазин города существует уже несколько лет в формате «комиссионка». Товар (не только винил, но и разнообразный хлам народного потребления) попадает сюда в основном мелким оптом из Финляндии, а заглядывать не брезгуют ни ди-джеи, ни музыканты, ни коллекционеры средней руки. На пыльных полках можно раскопать что-нибудь интересное по разумным деньгам, хотя причиной тому может быть не ценовая политика, а элементарное незнание оценщика.
Baza Record Shop
Лиговский пр., 53
Рассчитанное на диджеев заведение с соответствующим ассортиментом товаров. Цены высоки, зато здесь можно посмотреть картриджи для проигрывателей, сумки для перевозки винила и прочие аксессуары.
Остальные пластиночные магазины города не отличаются друг от друга ничем, поэтому описывать каждый из них подробно нет никакого смысла. Если вам интересно, что такое «дорого и постно» по-питерски - welcome:
Фонотека
Ул. Марата 28
Рок Айланд
Санкт-Петербург, ул. Кирочная 8
Топ 100
Санкт-Петербург, ул. Пестеля 13-15
Vinylbox
Санкт-Петербург, наб.р. Мойки, 28
Vinyl House
Санкт-Петербург, Аптекарский проспект д. 2