В Россию вновь едет оркестр, который вдова французского музыканта считает самозваным. Подобные гастроли – уже третьи, но каждый раз они вызывают все большее возмущение Ирен Мориа, вдовы великого музыканта, полагающей, что никакого отношения к всемирно знаменитому оркестру ее мужа названный коллектив не имеет.
Сайты самых престижных российских залов пестрят текстами вроде «В этом году Гранд-оркестру Поля Мориа исполняется 47 лет. Не исполнилось бы, а именно, что исполняется. Жан-Жак Жустафре, ученик маэстро, много лет проработавший в оркестре еще при жизни Мориа, сделал невозможное – собрал в том самом виде коллектив Гранд-оркестра, который звучит точно так же, как в те годы, когда с дирижерской палочкой на сцене стоял сам Поль Мориа».
Подобная реклама заманит хоть кого: в нашей стране вряд ли найдешь человека, который не знал бы мелодий Мориа, попавших даже в телевизионные заставки. Но когда мы связались с вдовой знаменитого музыканта, ее реакция оказалась отрицательной:
– Да, это трудно, утомительно и огорчительно... Я вступаю в конфронтацию с людьми, продолжающими обманывать меня. В данном случае – представлять оркестр Жан-Жака Жустафре как преемника настоящего Оркестра Поля Мориа. Я вновь заявляю: это ложь, это оскорбление памяти моего мужа. И именно поэтому я продолжаю бороться, чтобы восстановить истину и донести ее до сведения публики.
Чтобы понять причину возмущения мадам Мориа, напомним: официально его оркестр прекратил существование после смерти маэстро в 2006 году. В 2009-м француз Жан-Жак Жустафре взялся реанимировать коллектив с известным всем репертуаром. Тогда он получил от Ирен разрешение на единственный концертный тур памяти Поля Мориа по Японии и Южной Корее. Однако с 2010 года подобные концерты, уже без ее санкции, стали проводиться на территории бывшего СССР – в России, на Украине, в Белоруссии и странах Балтии. О стиле действий российских промоутеров говорит то, что в рекламных клипах по сути совершенно другого коллектива используются оригинальные записи оркестра Поля Мориа 70-х годов. Кроме того, устроители заманивают публику, сообщая, что Жан-Жак Жустафре – ученик и преемник Поля Мориа (причем сам дирижер это не опровергает). Вот что на этот счет сообщает мадам Мориа:
– До 2005 года Жан-Жак Жустафре был одним из многих музыкантов, чьи творческие пути пересеклись с Полем Мориа. Когда Поль записывал очередной диск, он мог приглашать в студию от 60 до 80 музыкантов. Затем он мог значительно менять состав оркестра при подготовке к гастролям... Оставались лишь несколько старожилов, например Жан Бернар или Гастон. Жустафре поехал впервые на гастроли с Оркестром Поля Мориа в 1996 году. И то, что говорится в ряде рекламных материалов – что Жустафре был художественным соавтором Поля Мориа, – не соответствует действительности. Они никогда не работали вместе над аранжировками или композициями. Жустафре был лишь одним из технических музыкантов-исполнителей оркестра.
В 2005 году Поль искал нового дирижера для гастролей своего оркестра, и он остановился на кандидатуре Жустафре по двум причинам: он выделял его как хорошего музыканта и предполагал, что опыт работы Жустафре в симфонических оркестрах под руководством известных дирижеров позволит ему справиться с этой ролью. Но когда Поль послушал записи оркестра, сделанные во время гастролей в 2005 году, он понял, что исполнительский стиль Жустафре существенно отличается от его собственного. Поль неоднократно говорил мне об этом, потому что это его очень волновало.
Мнение Ирен подтверждает звукорежиссер Поля Мориа Доминик Понсе:
– Я по-прежнему считаю, что только два человека были способны «заменить» Поля Мориа – братья Гамбюс, поскольку они делали множество аранжировок с Полем. Единственное, что я могу сказать о новом оркестре Жустарфе: он вообще звучит не как оркестр Поля Мориа. Я послушал несколько концертных номеров и не узнаю ничего. Для меня это просто жалкая копия грандиозного в прошлом оркестра.
По словам Ирен Мориа, Жан-Жак Жустафре заверял ее, что ни он, ни его продюсеры не предпримут никаких действий, которые могли бы привести к подобным некрасивым ситуациям. К сожалению, на деле происходит иное.
Мнение
«Это частные вопросы вдовы Поля Мориа к Жан-Жаку Жустафре»
«Труд» обратился за комментарием к российским организаторам выступлений Гранд-оркестра Жан-Жака Жустафре. Те не скрыли, что находятся в «легком шоке» от высказываний мадам Мориа, но не на все ее претензии смогли дать убедительные ответы.
Например, в ответе В. Бурыкина, представляющего ООО «Профиль», которое организует гастроли, говорится: «Если мадам Ирен Мориа считает Оркестр под управлением Жан-Жака Жустафре двойником Гранд-оркестра Поля Мориа, тогда это частные вопросы вдовы Поля Мориа к Жан-Жаку Жустафре. И она вправе высказать ему свою позицию в судебных органах».
По всей видимости, Ирен Мориа так и поступит, но разве не дело промоутеров – гарантировать художественную и юридическую безупречность организуемых выступлений?
«Нам известно, – пишет далее В. Бурыкин, – что Гранд-оркестр под управлением Жан-Жака Жустафре в программе «Посвящение Полю Мориа» будет исполнять произведения, которые услышал весь мир благодаря таланту Поля Мориа. И исполнять их будут те же музыканты, которые входили в состав Гранд-оркестра Поля Мориа.
Вновь предположим, что это так, но вопрос – как они их будут исполнять. Ведь после гастролей двухлетней давности интернет пестрел отзывами разочарованных слушателей: «Полная профанация. Это не оркестр Поля Мариа. И исполнялась музыка не Поля Мориа. Средненький джаз и две-три аранжированные под джаз известные композиции Мориа. Были «Подмосковные вечера» и «Очи черные»...» А «Труд» в те дни писал, что из концертной программы вылетели почти все главные хиты Поля Мориа, кроме «El bimbo» и «Love is blue», поскольку Ирен Мориа не позволила Жустафре их исполнять: не прозвучали ни «Жаворонок», ни «Шербургские зонтики»…
Что же касается подложки фонограммы Мориа под рекламу оркестра Жустафре, В. Бурыкин честно признает: «Мы... помним творчество маэстро, но, как и большинство организаторов культурно-массовых мероприятий в России, не являемся специалистами и знатоками в области инструментально-симфонической музыки, тем более в области оценки аудиозаписи выступлений Гранд-оркестра Поля Мориа. После вашего письма мы начали принимать активные меры по выяснению авторов фонограммы к ролику рекламы мероприятия. Мы работаем совместно с организаторами концертов в других городах России, сможем привлечь специалистов, поэтому надеемся быстро решить этот вопрос. Если допущена ошибка в создании ролика, то быстро ее исправим и обязательно сообщим всем несведущим в этом вопросе промоутерам».
Что ж, спасибо за готовность восстановить истину. Если б еще она была проявлена не за пять дней до начала тура... Остается лишь ждать откликов на сами концерты: качественное исполнение аутентичного репертуара – единственное, что может спасти репутацию оркестра Жустафре и его российских агентов.
Письмо в редакцию
Уважаемая газета «Труд»!
Не будем скрывать, что после получения вашего сообщения, связанного с обращением мадам Ирен Мориа, мы находимся в «легком шоке» от имеющихся у мадам претензий к организаторам мероприятий на территории России.
В интернете, в периодической печати мы, конечно, сталкивались с информацией, что вдова Поля Мориа, Ирен Мориа, не хотела бы видеть использование названия «Гранд-оркестр Поля Мориа» в рекламе и считает, что Гранд-оркестр Поля Мориа ушел из жизни вместе с его создателем. Но это ее отношения с Жан-Жаком Жустафре.
Мы уважаем мнение Ирен Мориа в отношении памяти Поля Мориа, но мы не понимаем, почему реклама распространителей билетов на концерты Гранд-оркестра под управлением Жан-Жака Жустафре является лживой и каким образом при этом страдает деловая репутация Поля Мориа.
Мы удивлены тем, что вдова называет Гранд-оркестр под управлением Жан-Жака Жустафре «двойником». Нам точно известно из паспортных данных, что маэстро Жустафре приедет в Россию.
Если мадам Ирен Мориа считает Оркестр под управлением Жан-Жака Жустафре двойником Гранд-оркестра Поля Мориа, тогда это частные вопросы вдовы Поля Мориа к Жан-Жаку Жустафре. И она вправе высказать ему свою позицию в судебных органах.
Также мы не соглашаемся с мнением вдовы о том, что упоминание в рекламе концертов Гранд-оркестра под управлением Жан-Жака Жустафре информации об истоках создания Гранд-оркестра под управлением Жан-Жака Жустафре и информации о «золотом составе Гранд-оркестра Поля Мориа» является лживой информацией. Эта информация является общедоступной. И в этом случае нам не ясно, каким образом и у кого необходимо спрашивать разрешение на освещение этих фактов в рекламных материалах концертов Гранд-оркестра под управлением Жан-Жака Жустафре.
Мы выражаем свое мнение всего лишь как один из многих организаторов в туре Гранд-оркестра под управлением Жан-Жака Жустафре с программой «Посвящение Полю Мориа» на территории России в октябре-ноябре 2012 года.
Нам известно, что Гранд-оркестр под управлением Жан-Жака Жустафре в программе «Посвящение Полю Мориа» будет исполнять произведения, которые услышал весь мир благодаря таланту Поля Мориа. И исполнять их будут те же музыканты, которые входили в состав Гранд-оркестра Поля Мориа.
Мы, как и другие граждане России, заставшие эпоху Поля Мориа, помним творчество маэстро, но, как и большинство организаторов культурно-массовых мероприятий в России, не являемся специалистами и знатоками в области инструментально-симфонической музыки, тем более в области оценки аудиозаписи выступлений Гранд-оркестра Поля Мориа.
После вашего письма мы начали принимать активные меры по выяснению авторов фонограммы к ролику рекламы мероприятия. Мы работаем совместно с организаторами концертов в других городах России, сможем привлечь специалистов, поэтому надеемся быстро решить этот вопрос. Если допущена ошибка в создании ролика, то быстро ее исправим и обязательно сообщим всем несведущим в этом вопросе промоутерам.
Мы, все организаторы концертов Гранд-оркестра под управлением Жан-Жака Жустафре в России, совместно прилагаем усилия для того, чтобы порадовать наших соотечественников, желающих услышать близкие сердцу мелодии.
С уважением,
В. Бурыкин
ООО «Профиль»,
организатор концерта Гранд-оркестра под управлением Жан-Жака Жустафре в России.
Глазами специалиста
Игорь Беляев, заслуженный деятель искусств России, гендиректор концертного агентства «Жар-птица»:
«Госпожа Мориа может через Российское посольство узнать, кто подавал заявку на визы оркестру, и выяснить его права на использование имени Поля Мориа»
«Труд» обратился за мнением к известному промоутеру Игорю Беляеву, имеющему опыт организации гастролей самых известных исполнителей: ансамбля Игоря Моисеева, группы «Аквариум», скрипача Максима Венгерова и десятков других артистов. Вот как Игорь Иванович прокомментировал ситуацию вокруг оркестра Жан-Жака Жустафре.
– Я не знаком с этой ситуацией в деталях, поэтому могу высказать общее мнение о проблеме. Такая проблема есть: приезжают коллективы, прикрывающиеся либо громкими именами артистов, либо громкими брендами оркестров и иных творческих коллективов. А на деле выясняется, что артист или его наследники прав на использование имени не давали. Или вместо известного творческого коллектива приезжает его двойник. Иногда бывает и так, что известный коллектив давно распался и прекратил выступления, а права на бренд принадлежат продюсерской группе. И они под старые знамена собирают совершенно новую команду, которая не имеет никакого отношения к творческим заслугам прежнего состава, благодаря которому коллектив стал известен. К сожалению, происходит это не только в популярных жанрах, но и в классической музыке. И не только у нас, в России, но и за рубежом. Достаточно вспомнить лихие 90-е, когда по миру колесили «солисты» балета Большого и Мариинского театров, не имевшие прав на использование этих брендов, несколько оркестров имени Чайковского, не имеющих никакого отношения к БСО под управлением В.И. Федосеева, и так далее. К сожалению, главная проблема – это профессионализм отдельных прокатчиков, которые «покупают» имя, не зная истинного положения дел. Или – сознательный умысел в надежде на то, что правда не откроется. Решить эту проблему, когда речь идет о зарубежных артистах, сложно, но можно. В первую очередь через соответствующие зарубежные посольства. У них есть сотрудники, отвечающие за культурное сотрудничество, и в большинстве своем эти сотрудники осведомлены о гастрольных турах больших коллективов – реальных или придуманных. Ведь чтобы вывезти на гастроли большой коллектив, а не отдельного солиста, у этого коллектива должна быть официальная регистрация в стране происхождения, с точным названием, регистрационными данными и прочим. Вопрос в одном: кто из российских представителей и на каком основании будет наводить эти справки. Кстати, узнать это можно и в посольстве РФ: кто подавал документы на визовое оформление и как называется коллектив.
Госпожа Мориа вполне может выяснить через посольство России во Франции, какое агентство (французское или иное) подавало списки артистов оркестра на получение виз для выступлений в России. Узнав конкретное агентство, через адвоката госпожа Мориа может направить данному агентству запрос на письменное подтверждение, юридически оформленное, права на использование имени Поля Мориа. А дальше уже поступать в соответствии с их действующим законодательством.