Наша колонка в этот день будет посвящена направлению dark wave, придавшему «готическую» задумчивость и нуарную окраску музыке 80-х. Сегодня есть два повода для этого: день рождения отмечают бывший ударник The Cure Борис Уильямс и бывший басист Bauhaus Дэвид «Джей» Гаскинс. Кроме того, 21 апреля исполнилось 53 года Роберту Смиту, лидеру The Cure
Зародившись в конце 1970-х, дарк вейв вышел из мрака вместе с Joy Division, Bauhaus, The Cure, Siouxsie and the Banshees, Dead Can Dance, которые совместили в своем звучании напористость панк-рока и мелодичность нью-вейв и глэм-рока.
Несмотря на то, что dark wave-группы, по большому счету, себя не причисляли к готике, вокруг них быстро сложилась соответствующая андерграундная субкультура. Многое позаимствовали сами «вейверы» в идеях и эстетике эпохи модерна конца XIX-начала XX века, у французских «проклятых поэтов», английской готической литературы и раннего немецкого кинематографа. Общая медитативная тональность музыки, в которой появились элементы эмбиента и нью-эйджа, сопровождалась соответствующими текстами песен, с аффектированной чувственностью, в основном, печальной, погруженной в себя, и вплетенными мифологическими и мистическими мотивами.
Движение постепенно завоевало международную известность с характерными особенностями для той или иной национальной сцены, и к началу 1990-х из него почти исчезли признаки панка и нью-вейв. Dark wave обрел более выраженное электронное звучание наряду с пост-панковыми мотивами. Второе поколение «дарк вейв», куда можно отнести группы Die Form, Deine Lakaien, Diary of Dreams, Wolfsheim, Ataraxia, Project Pitchfork, уже явно эксплуатировало «готическую» эстетику с ее культом смерти, вампирами и театральностью.
Так или иначе, и Bauhaus, и The Cure серьезно повлияли на современную сцену, особенно в отношении таких жанров, как «пост-панк», «готик-рок», «альтернативный рок», отчасти на пост-рок… Начинавшие в основном как кавер-группа, Bauhaus сами разошлись по трибьют-альбомам (даже Nouvelle Vague исполняли кавера на их песни) с нетленкой Bela Lugosi’s Dead, She’s In Parties и All We Ever Wanted Was Everything, а претерпевшие массу стилистических изменений и трансформаций в составе The Cure — Роберт Смит в группе единственный бессменный участник — до сих пор отлично себя ощущают и, к слову, выступят хедлайнерами фестиваля «Максидром-2012».
Слушать записи The Cure бесплатно