"Мелодия" может быть утрачена навсегда — известную звукозаписывающую фирму намерены приватизировать. Росимущество выставило ее на торги. Старейшему предприятию звукозаписи принадлежит 238 тысяч единиц хранения — магнитные пленки и винилы — весь национальный звуковой архив России с 1910 года.
Фирма "Мелодия" может быть приватизирована. Росимущество пытается реорганизовать предприятие в открытое акционерное общество. Руководство "Мелодии" просит передать фирму в ведение Министерства культуры. Росимущество планирует передать уникальные аудиозаписи Росархив. Фонотека "Мелодии" насчитывает 240 000 звукозаписей, и лишь 15% оцифровано. "Мелодия" была создана в 1964 году и являлась в Советском Союзе практически монополистом звукозаписи.
Голос Ольги Берггольц — послевоенные стихи и поэмы. Уроки английского и немецкого, пособия для школьников. Классика в исполнении лучших музыкантов — Рихтера, Ойстраха, Ростроповича. Эстрада. Здесь вся история страны Советов — на магнитных пленках и винилах. Синие мягкие пластиночки, они были приложениями к журналам. Быстроиграющие, сорокапятки и долгоиграющие.
Не только музыка — голоса космонавтов и великих ученых. Речи генеральных секретарей – Хрущева, Брежнева, Черненко. Писатели, которые читают свои произведения, – Толстой, Маяковский, опальные Зощенко, Пастернак, Ахматова.
Судьба уникального аудиоархива фирмы "Мелодия" сейчас под вопросом. 238 тысяч единиц хранения. Винилы и — самое главное — магнитные пленки — все может пропасть. Росимущество выставило фирму на приватизацию. Уже известно — вновь созданное ОАО будет владеть помещениями на Карамышевской набережной, а это полторы тысячи метров — двумя пылесосами, тремя магнитофонами и факсом. А все аналоговые ленты и пластинки должны перейти Росархиву. Руководство "Мелодии" считает, что распоряжение о приватизации незаконно.
"Не была произведена инвентаризация всей фонотеки фирмы Мелодия. Не были произведены аудит и инвентаризация обязательств на текущий период, так как распоряжение выпущено на основании данных аудита и инвентаризаций, произведенных в 2007 году. С тех пор у предприятия было изъято несколько зданий, и в целом картинка очень сильно поменялась", — рассказал Андрей Кричевский, генеральный директор фирмы "Мелодия".
Фирма "Мелодия" с момента основания владела двухэтажным особняком на Тверской и звукозаписывающим залом в кирхе на улице Станкевича. По всей стране — студии, заводы грампластинок и магазины. 40 000 сотрудников.
"Мелодия" лишалась своего имущества постепенно. В конце 1980 стали закрываться фабрики и магазины. Винилы вообще перестали производить. В 1994 году передали англиканской церкви кирху, где располагалась студия. Взамен ничего не предложили, и "Мелодия" перестала что бы то ни было записывать. Количество работников сократилось в 1000 раз – всего 40 человек. В 2007-м выселили из здания на Тверской. И вот уже пять лет "Мелодия" ютится на задворках проктологического центра.
"Переезжали быстро с Тверской, — вспоминает Карина Абрамян, пиар-директор фирмы "Мелодия". — По распоряжению Росимущества. А там все грамотно хранилось, работали звукорежиссеры".
Сейчас нет нормальных условий для звукорежиссеров. Они уникальны — до сих пор работают ушами, без помощи компьютеров. Трудятся в этой тесной комнатушке, продолжают оцифровывать аудиоархив и инвентаризировать — многие надписи на картонных коробках не соответствуют пленкам, которые там хранятся. Если эту работу не сделать, архив категорически нельзя приватизировать.
"Это не бизнес, который можно развивать в целях немедленного заработка. Это культурное наследие, которое нужно оберегать и охранять", — возмущен Валерий Гергиев, народный артист России.
Фонотекой "Мелодии" заинтересовались крупнейшие мировые компании — Universal и Google. Еще бы, ведь фирма — правопреемница всесоюзной студии звукозаписи и владелица фоноархивов с 1910 года. Знаменитый лейбл – это как знак качества. Все музыканты Советского Союза годами стояли в очереди на запись. Пол Маккартни, тогда представитель буржуазного загнивающего мира, и тот предоставил "Мелодии" свои записи.
"Отдавать фирму Мелодия, а тем более ее фонды какому-то ОАО, которому это не нужно! Коллекция пропадет, и мы ничего не оставим нашим потомкам. А какие там записи! Ведь собраны раритеты!" — говорит народный артист СССР Иосиф Кобзон.
Последние десять лет фирма "Мелодия" находится в ведении Управления имущества силовых ведомств, правоохранительных и судебных органов Росимущества, хотя логично было бы относиться к Министерству культуры.
"Министерство уже вмешалось. Все необходимые письма в Росимущество, в Минэкономразвития мы отправили и высказали свою позицию, что решать вопрос о приватизации можно будет только тогда, когда будет проинвентаризирована вся база", — заявил Максим Прокш, заместитель директора нормативно-правового департамента Министерства культуры РФ.
По распоряжению правительства Минэкономразвития приватизацию приостановили. Это подтверждают и в Росимуществе, правда, от интервью отказываются. В фирме "Мелодия" никаких документов об этом не получали. Здесь еще надеются сохранить бренд, выпускать модные теперь винилы — на прибалтийской фабрике - и снова начать записывать российских музыкантов.