7 сентября 2011 года ключевой комитет Евросоюза проголосовал-таки за продление охраны смежных прав для исполнителей музыки до 70 лет1. Это был последний этап, который необходимо пройти перед окончательным утверждением данного решения Советом министров ЕС, что наверняка состоится в ближайшее время, сообщает BBC.
Предыдущие попытки увеличить срок действия смежных прав с нынешних 50 лет предпринимались в 2006 и 2008 году, но только сейчас они дошли до логического завершения. Нужно сказать, это сделано весьма своевременно, потому что в 2012 году исполняется 50 лет с момента выхода первого сингла The Beatles (Love Me Do), после чего наследники великих музыкантов с каждым месяцем теряли бы права на одну за другой песни. Теперь же им гарантировано получение гонораров вплоть до 2032 года. Когда речь в очередной раз идёт о продлении сроков охраны смежных прав в США и Евросоюзе, эксперты с усмешкой замечают, что песни The Beatles и Микки Маус никогда не перейдут в общественное достояние. Впрочем, Микки Маус зарегистрирован корпорацией Диснея также в качестве торговой марки на территории США, так что права на него в любом случае останутся у корпорации вечно, то есть сколько она сама захочет.
Решение по сроку в 70 лет является компромиссным, потому что сами музыканты настаивали на продлении периода выплаты авторских отчислений до 95 лет.
По мнению критиков подобного решения, это не имеет никакого смысла, потому что противоречит духу закона об авторском праве, который должен стимулировать творчество и инновации. Продлевая сроки, власти что — пытаются стимулировать инновации и творчество в ретроспективе, то есть для музыкантов 50 лет назад?
С другой точки зрения, интеллектуальная собственность является краеугольным камнем постиндустриальной экономики. В будущем, когда всю или почти всю физическую работу в мире будут выполнять роботы, самыми ценными товарами в мировой экономике станут именно цифровые товары, защищённые авторским правом, то есть музыка, фильмы, игры, программное обеспечение и т.д. Люди будут заниматься производством только таких нематериальных товаров, так что копирайт — это основа основ для человеческой цивилизации в будущем.
Хотя, вряд ли нынешние политики смотрят так далеко в будущее. Скорее всего, их решения основаны на какой-то другой аргументации: они просто хотят уровнять в правах исполнителей музыки с другими авторами, в том числе композиторами и владельцами прав на кинофильмы, чтобы сделать систему защиты авторских прав более справедливой. Иначе получалось, что сейчас у исполнителей музыки был самый маленький срок защиты их авторских и смежных прав.
1 Речь идёт о копирайте на исполнение музыкального произведения, тогда как для композиторов уже давно действует копирайт 70 лет, причём этот срок начинает исчисляться после смерти автора.
50 лет распространяется как в нашем законодательстве так и в зарубежном с момента смерти автора,или последнего из соавторов, а не первого опубликования произведения