Музыкальный фестиваль с библейским названием на центральной площади столицы Татарстана в этом году повеселил не только местное население, праздновавшее Сабантуй, но и президента РФ Дмитрия Медведева.
Глава страны, дружески встреченный за кулисами «Сотворения мира» другим президентом — фестивальным, Андреем Макаревичем, прибыл на мероприятие в разгар разухабистого сета интернациональных панков из Gogol Bordello. Вожак коих, украинский американец Евгений Гудзь, к тому моменту уже успел привычно оголить торс, но еще не начал поливать вином себя и первые зрительские ряды. Он дождался пока Дмитрий Анатольевич обратится к собравшимся на площади, спустится к публике, примет дары от африканских участников фестиваля, сфотографируется с фольклорной девушкой, полдня не выпускавшей из рук музыкальную рогатину, именуемую люлякой, и отойдет подальше от сцены. Затем Gogol Bordello вернули прежний градус своей «оргии», а Гудзь потянулся к бутылке.
Если бы Медведев приехал чуть раньше, когда «фестивалил» стилистический предшественник GB — Гарик Сукачев с чуть изменившимися «Неприкасаемыми», ему стало бы еще веселее. Достигший к концу выступления фирменного экстаза Гарик крутил шнуровой микрофон аки лассо и кричал на всю округу: «У нее ничего не осталось, у нее в кошельке три рубля...» Финал сукачевского шоу получился смачным. Техники начали поднимать специальную панель на сцене (выполнявшую функцию занавеса) раньше, чем Гарик допел. Лидеру «Неприкасаемых» пришлось в буквальном смысле бросаться на стену, дабы завершить свою программу.
С «Неприкасаемых», собственно, и началась генеральная часть четвертого «Сотворения мира». Фестиваль, получивший ныне щедрое финансирование (в сумме $2,5 млн) от российского президента, главы Татарстана и казанской мэрии, собрал, пожалуй, наиболее представительный в своей истории состав исполнителей. Ну разве что, первое «Сотворение» могло конкурировать с «СМ-2011» по качеству и значительности фестивальных звезд. При этом изначальную, этническую составляющую проект не утратил. Однако теперь она кажется фоновой.
У «Сотворения» есть три идейные фигуры — Андрей Макаревич (в этом году он спел здесь с «Оркестром креольского танго») и сопродюсеры Сергей Миров и Александр Чепарухин. Усилиями последнего во многом и создается привлекательный фестивальный «купаж». Наиболее известным из экзотических его ингредиентов выглядел малийский дуэт Amadou & Mariam, ставший всемирно известным после выступления на открытии чемпионата мира по футболу 2010 года в ЮАР.
Для широких слоев публики, подтянувшейся в центр города на бесплатный фестиваль, к вечеру был приготовлен сет группы «Би-2», включивший в себя дуэт с Шурой молодой отечественной певицы Жени Любич, заменившей в песне «Мой рок-н-ролл» Юлю Чичерину.
Хиты «Би-2» стали разделительной чертой между двумя главными фестивальными выступлениями. До Шуры и Левы возле стен Казанского кремля возник уцелевший осколок мировой панк-революции 1970-х Джон Лайдон, когда-то, во времена своей маргинальной молодости, звавшийся Джонни Роттеном из Sex Pistols. Накануне Лайдон дал в Казани пресс-конференцию, где послал (как и требует имидж) по известному адресу всех, о ком заходила речь. Ну и журналистов тоже.
Этот стареющий мужик с ирокезом открыл выступление на «СМ» со своей реанимированной бандой Public Image Limited не слишком обнадеживающе. Показалось, что предстоит выдержать часовую панк-сублимацию с кривляниями немолодого человека. Но Лайдон воспрял прямо по ходу пьесы. Помогая себе коньяком, Джон в мятом льняном костюме переходил от фюрерского задора к театру гнева и шаманизма, мольбы и проклятий.
Конкурентом Лайдона в этот вечер являлся только американский рок-классик, основатель Creedence Clearwater Revival Джон Фогерти. Его барабанщик сделал все, чтобы золотые хиты Фогерти не выглядели исключительно почтенной архаикой, ну и сам мэтр, менявший гитары после каждой песни, старался. Далее грянул фейерверк, под который Макар и все-все-все, как и планировалось, пропели битловскую «With a Little Help From My Friends» и пообещали встретиться на том же месте через год — на пятилетии «Сотворения мира».