Where Do I Begin?... 1996 год, лето, город Атланта, Олимпийские Игры. Там я пошел на концерт Джеймса Брауна в House Of Blues (спортивных соревнований я, естественно, не посетил ни одного) и обнаружил развешанную на стенах потрясающую экспозицию американского фольклорного искусства. Через пару дней, уже в дневное время, одну из понравившихся работ я приобрел. Это и был «Americanism» Лероя Элмона, который теперь уже умер.
Вообще-то, в отличие от американской музыки, литературы и кино, которые с детства составляли существенную часть моего культурного (?) ассортимента, американская живопись никогда меня особо не воодушевляла. Понятно, что старых мастеров у них по определению не было, а что до модернизма… Поллока, Ротко и Раушенберга я всегда терпеть не мог (к последнему отношение слегка скорректировал относительно недавно); к поп-арту относился кисло-сладко (т.е. «сладко» к, например, Лихтенштейну, и скорее «кисло» к Уорхолу). Из всех американцев ХХ века меня прикалывали разве что довоенные «регионалисты», а репродукция «American Gothic» Гранта Вуда даже какое-то время украшала мою юношескую светелку… Теперь мою семейную квартирку украшал означенный «Американизм», веселя гостей, но дальше дело не шло.
Все изменилось в один день несколько лет тому назад, когда мое жилище навестила Ольга [Остерберг, директор галереи Д137], обратила внимание на тут и там небрежно развешанные и в рулоны свернутые шедевры и сагитировала меня немедленно преобразиться из простого парня в коллекционера изобразительного искусства. Эта перемена участи сильно повлияла на распределение средств моего бюджета и маршруты заграничных прогулок.
Уже довольно много лет я каждый год совершаю гастрольные туры по американским университетам: просвещаю тамошнюю молодежь на предмет русской музыки, шоу-бизнеса, масс-медиа и т.п. Сам я при этом просвещаюсь тоже, поскольку всегда стараюсь бывать в разных местах. США, таким образом, я изъездил вдоль и поперек – от Вермонта до южной (тем более северной) Калифорнии, от Висконсина до Аризоны. Не говоря о том, что это само по себе очень интересно, оно еще оказалось и довольно прибыльно для тамошних галерей. Потому что во всех университетских городах и городках я в обязательном порядке (местная профессура заранее готовила для меня путеводитель) посещал все главные торговые точки с художественным товаром. Таким образом я приобрел несколько десятков «арт-объектов», которые мне все очень нравятся.
Конечно, я не смог скупить все, что хотелось. Ограничивающих факторов было два – бюджет и размеры. С бюджетом понятно, хотя, как ни странно, мои запросы чаще всего удивительно гармонировали с относительно невысокой стоимостью закупок. А размеры… это, собственно, и дает подзаголовок выставки – «чемоданная». Дело в том, что все работы я вывозил из США обычным самолетным багажом. Естественно, что масштабные полотна и скульптуры должны были остаться за бортом. О некоторых я жалею.
Теперь, что касается содержания. Всех представленных авторов можно разбить на три группы: это сравнительно «известные» художники, это «местные» художники, и это «уличные» художники. Поскольку к своему увлечению я отношусь искренне и не алчно – то есть покупаю только то, что мне по-настоящему нравится, – то я не вижу особой разницы в качестве между авторами первой, второй и третьей категорий; между картинами, на которые было потрачено пять тысяч (если находились) и пять десятков долларов.
Если говорить о стилистике, то у меня в чемоданах были наиболее полно представлены два направления. Первое – огромное и размытое, то, что называется Outsider Art или Art Brut, а в Штатах чаще обозначается как Folkloric Art или American Primitive (по названию знаменитой бродвейской – сейчас, правда, переехала – галереи). Это, действительно, искусство довольно приземленное, недалекое от архаичных визуальных традиций. Часто создается художниками-самоучками. От творений Демиэна Херста отличается примерно так же, как Том Уэйтс или Джонни Кэш от Леди Гага. Единственное ответвление Outsider Art, которого я сторонюсь – это творчество душевнобольных. На мой взгляд, это деликатная тема, и я всегда проводил для себя грань между, условно говоря, Пурыгиным и, условно говоря, Лобановым…
Второе направление – более свежее и четко очерченное. Появилось в Калифорнии в начале 80-х и называется или Pop Surrealism, или, более обобщенно, Lo-Brow Art. Это очень лихая, часто заряженная черным юмором смесь из поп-арта, голимой бытовухи (реклама, Дисней и т.п.), научной фантастики и сюрного китча. Если брать музыкальные аналогии – то это трэш, гаражный панк и серф. Все, что я люблю.
Есть, конечно, картинки, которые не вписываются ни туда, ни сюда. И все равно мне кажется, что мое североамериканское собрание – есть картины из Канады и Мексики – очень цельное (более цельное, чем расхлябанное российское). Все работы объединяет то, что они энергичны, веселы, фантазийны, чувственны и таким образом представляют совершенный антагонизм глобальному тоскливому арт-мудизму под названием «актуальное искусство». Надеюсь, вы со мной согласитесь.
Артем Троицкий
===================================================
Д137 (галерея современного искусства)
Санкт-Петербург, Звенигородская ул., 12 (станция метро Пушкинская)
8 (981) 687 6051
Время работы галереи: 14.00-19.00.
Открытие 24 февраля с 19 до 21 часов
Выставка проводится с 25 февраля по 19 марта (кроме вс, пн).