В возрасте 55 лет ушел из жизни один из корифеев стиля «индастриал», влиятельный британский музыкант и художник Питер Кристофферсон.
Еще до начала серьезных занятий музыкой он предметно занимался визуальными образами. В 1974 году он примкнул к художникам Сторму Торгерсону и Обри Пауэллу, чье агентство Hipgnosis уже успело прогреметь на весь мир благодаря обложкам альбомов Pink Floyd, включая «The Dark Side Of The Moon». Питер Кристофферсон влился в компанию сначала на правах ассистента, а позже стал полноправным партнером. Трио продолжало сотрудничество с Pink Floyd, среди его клиентов также были 10cc, Пол Маккартни, AC/DC, Led Zeppelin, Genesis, Yes, Black Sabbath, Rainbow и Scorpions. Позже, создавая собственную музыку, Питер Кристофферсон в буквальном смысле оттолкнулся от материала, с которым имел дело в «Hipgnosis». Быстро наевшись до отвала помпезного мейнстрим-рока, навороченного «прогрессива» и ярких красок, он двинулся совсем в другую сторону.
Первым составом, в создании которого Питер Кристофферсон принял непосредственное участие, была группа Throbbing Gristle. В нее, помимо Питера Кристофферсона, вошли участники перформанс-группы COUM Transmissions Дженезис Пи-Орридж и Кози Фанни Тутти, а также ее муж Крис Картер. Концепция Throbbing Gristle включала помимо новаторского звучания шокирующее сценическое действо, нарушавшее множество табу и включавшее элементы порно и нацистской эстетики. Основанная участниками Throbbing Gristle рекорд-компания Industrial Records не только выпускала диски музыки в стиле «индастриал», но и осуществляла релизы писателя Уильяма Берроуза и художника-перформансиста Монте Казазза, которому приписывают авторство самого термина «индастриал».
В 1981 году Throbbing Gristle на долгие 23 года прекратили свою деятельность. Питер Кристофферсон и Дженезис Пи-Орридж создали Psychic TV, а Кози Фанни Тутти и Крис Картер стали выступать под маркой дуэта Chris And Cosey. В составе Psychic TV Питер Кристофферсон записал два альбома, параллельно разрабатывая с поклонником Throbbing Gristle Джоном Бэлэнсом проект Coil. Джон Бэлэнс следовал за своим учителем, партнером и спутником жизни во всех его начинаниях, от Throbbing Gristle через Psychic TV к Coil. Обложку к первому синглу Coil «How To Destroy Angels», как ни странно, нарисовал не Питер Кристофферсон, а кинорежиссер Дерек Джармен. Подзаголовок на обложке сингла гласил: «Ритуальная музыка для аккумуляции мужской сексуальной энергии».
Двигая музыку в сторону механистичного, апокалиптического звучания, Питер Критофферсон ненароком изобрел сэмплер. По его воспоминаниям, технологию закольцовывания звуковых фрагментов он использовал в студии еще до того, как первый сэмплер фабричного производства появился в продаже в Англии. В то же время Coil настаивали на том, что извлекают звук исключительно из натуральных предметов и материалов, например для альбома, посвященного богу Марса, Coil записывали звон железа и стали и размещали эти звуки в соответствии с собственноручно выведенными формулами их влияния на психику. Исследуя воздействие звука на нервные центры, а также глубоко интересуясь физиологией как таковой, Бэлэнс и Кристофферсон пришли к форме, которую критики характеризовали как «потустороннюю музыку». На ниве интереса к оккультизму они нашли единомышленников в лице Дэвида Тибета и участников группы Current 93. Мрачные стороны мироздания были освоены Coil до такой степени, что, когда они написали музыку для «Восставшего из ада» Клайва Баркера, писатель и режиссер не решился включить ее в фильм. Говорят, что сам образ Пинхэда, монстра с головой, утыканной булавками, также родился при участии музыкантов Coil.
В начале 1990-х Coil сменили курс, переориентировавшись с замогильных шумов и мрачного эмбиента на позитивные вибрации, рожденные рейв-культурой и новыми наркотиками. Тот факт, что многое в их мире — порождение галлюциногенов, Coil никогда не скрывали. А их соратник Дженезис Пи-Орридж считается одним из тех, кто разработал саму идеологию рейва и придумал слово «эйсид-хаус».
Группа Coil стала одним из самых почитаемых экспериментальных музыкальных проектов в мире, символизируя от начала до конца независимый способ ведения дел в музыкальной индустрии. Блюсти такую независимость позволяли сторонние занятия Питера Кристофферсона. Уйдя из Hipgnosis, он продолжал оформлять пластинки, среди которых были записи Роберта Планта, Erasure, Van Halen и Ministry. Деньги также приносили съемки музыкальных видео. В качестве режиссера Питер Кристофферсон успел поработать с Диамандой Галас и Nine Inch Nails. Наконец, художник не брезговал работой для транснациональных корпораций. Он, например, снимал рекламные видео для Coca-Cola, Nike, McDonalds и Max Factor.
В конце 1990-х Джон Бэлэнс переживал серьезные проблемы с алкоголем. Чтобы спасти партнера, Кристофферсон даже организовал запись специального альбома, к которой привлек Дэвида Тибета, Nurse With Wound и других товарищей по оружию. Джон Бэлэнс вернулся в строй, в 2000 году группа начала гастролировать, а в 2001-м впервые прибыла в Москву, по случаю чего для России были собраны две CD-компиляции Coil. Билет на концерт в ДК имени Горбунова стоил 666 рублей. Дуэт успел выступить в Москве еще раз год спустя, а в 2004 году Джон Бэлэнс упал с лестницы в своем лондонском доме и умер. Питер Кристофферсон уехал горевать в Таиланд, выпустил еще два альбома с неизданным материалом Coil и параллельно работал над новыми проектами, в том числе Soisong — со шведским музыкантом русского происхождения Иваном Павловым. Возродившись в середине десятилетия, группа Throbbing Gristle активно гастролировала, пока в ноябре 2010 года ее не покинул Дженезис Пи-Орридж. Питер Кристофферсон объявил, что команда продолжит работу без него. Первый концерт участников Throbbing Gristle, решивших взять название X-TG, был намечен на 3 декабря, но Питер Кристофферсон в своем блоге намекал на то, что проекту могут помешать «проблемы со здоровьем». Он умер 24 ноября, как сообщает пресса, во сне.
Борис Барабанов
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1546097