В прошлом году легендарная британская рок-группа "Битлз" отметила свое 50-летие. По этому случаю к Рождеству немецкий еженедельник "Штерн" подготовил спецвыпуск. В нем опубликовано интервью с Полом Маккартни. Один из самых ярких музыкантов "ливерпульской четверки" рассказал об особых отношениях с Джоном Ленноном, о секрете популярности "битлов", о том, почему в свои 67 лет он продолжает активно гастролировать. Мы решили познакомить вас с откровениями Маккартни.
- Сэр Пол Маккартни, почти сорок лет назад группа "Битлз" распалась, но ее музыка с триумфом живет дальше. Миллионы фанатов уже купили только недавно поступивший в продажу сборник всех альбомов "Битлз" на компакт-дисках. Есть ли объяснение этому феномену?
- Этот вопрос я часто сам задаю себе. Как могло случиться, что есть песни, которые вызывают восторг у новых поколений. Это необыкновенно. У меня есть лишь одно объяснение: Джон, Джордж, Ринго и я вложили в эти песни очень много страсти и труда. Каждая - отдельный "рассказ-история" с отточенной структурой и хорошей инструментовкой.
- "Битлз" - лицо прорыва в музыке 1960-х. Стало ли это время кульминационной точкой для группы?
- Да, это было золотое время. Мои родители пережили бедность, войну и другие лишения. Но для моего поколения все это было уже в прошлом. У нас были свобода, деньги и голод на все новое, тяга к экспериментам.
- Вам - 67, но вы продолжаете гастролировать. А ведь последний концерт "Битлз" состоялся в 1966-м. Сожалеете об этом?
- Нет, тогда это было необходимо. "Битлз" была блестящая группа, но во время нашего последнего турне по США мы стояли на сцене и больше не могли слушать нашу собственную музыку. Это была катастрофа. При этом у каждого было много идей, которые мы хотели воплощать не перед публикой, а в студии.
- "Битлы" хотели признания в качестве выдающихся деятелей культуры, а не славы четырех парней, которые скачут по сцене с "She Loves You Yeah, Yeah, Yeah".
- Да, мы хотели сконцентрироваться на студийных записях. Я вспоминаю, как мы однажды попытались сыграть такую сложную композицию, как "Paperback Writer", вживую. Эта песня имеет несколько гармоний и сложную инструментовку. Техника тогда была еще непродвинутой, так что получилось у нас жутко. Сегодня я могу вживую исполнять такую трудную песню, как "A Day In The Life", так как есть синтезаторы. Тогда это было невозможно.
- Как действовал дуэт сочинителей в составе Джона Леннона и Пола Маккартни?
- Работа давалась мне и Джону легко. Это была не поденщина, а удовольствие. Мы встречались, напрягались, музицировали пару часов - и новая песня была готова.
- Не мечтаете ли вы о том, чтобы найти такого же креативного партнера, как Джон Леннон?
- Нет, этот вопрос для меня давно закрыт. Мне довелось поработать с такими выдающимися музыкантами, как Майкл Джексон или Элвис Костелло. Это сотрудничество было весьма плодотворным, но такого, как Джон, я так и не нашел. Он незаменим. Вместе мы испытали такой восторг от музыки, который нельзя повторить.
- Вы с Джоном создавали музыку в упоении. Запись первого альбома "Битлз" "Please Please Me" была сделана всего за один день.
- Наш менеджер Брайан Эпстайн позвонил мне и сказал: "Пол, у вас есть неделя, чтобы записать альбом". Я лишь подумал: "Классно, целая неделя". Многие нынешние музыканты впали бы от такого сообщения в панику. Для нас это было нормально. Мы собрались в студии примерно в 10.00, а к часу дня две первые песни альбома были уже записаны. После обеда работа продолжилась. Когда она была закончена, мы вместе отправились в кино, а потом выпили по кружке пива. Чувствовали себя как короли.
- Сегодня некоторые музыканты годами вымучивают с десятком привлеченных исполнителей свои композиции в студиях...
- ...Я так не могу работать. Я сажусь за рояль, беру в руки гитару - и через пару часов очередная песня готова. Я не могу не создавать музыку. Она для меня - как дыхание.
- Что больше всего запомнилось из времени "Битлз"?
- Прежде всего приключения, которые нам довелось испытать. Многие вещи кажутся мне сейчас невероятными. Мы были, например, еще почти мальчишками, когда приехали в Гамбург. Там мы должны были выступать несколько месяцев. Прямо из Ливерпуля вечером мы оказались на улице "красных фонарей" Reeperbahn. Мы были утомлены, на нервах, но нас никто не встретил. Клуб, в котором нам предстояло играть, оказался закрытым.
- Джон Леннон как-то сказал: "Я родился в Ливерпуле, а возмужал в Гамбурге..."
- Да, это так. Однажды мы выступали в одном из клубов на улице "красных фонарей". И были на грани провала - не пришел ни один человек, чтобы нас послушать. Надо было учиться завлекать слушателей. Мы, например, увидели на улице парня с девушкой, которые шли, взявшись за руки. И начали как сумасшедшие играть громче, чтобы привлечь их внимание. Вход стоил немало - три западные марки. Мы решили: надо сделать все, чтобы зал был полным. Так и получилось - к концу программы был аншлаг.
- Сейчас, 48 лет спустя, есть даже компьютерная игра "Битлз" - можно на виртуальных инструментах попытаться исполнить любую композицию вашей группы. Кто сделает это точнее, тот и победил.
- А вы пробовали в нее сыграть?
- Да, пару дней назад играл на пару со своей дочуркой.
- И кто победил?
- Конечно, она. Но я ей сказал: "Слушай, мне вовсе не нужно побеждать в этой игре. Дело в том, что я - тот самый тип, который написал эти песни".