Вдова Джона Леннона, художница Йоко Оно и знаменитый автор концептуальных композиций Джон Балдессари были удостоены высших наград Венецианской биеннале - "Золотых львов".
Награды за вклад в искусство были вручены Оно и Балдессари сегодня, 6 июня - в день открытия 53-й Международной выставки современного искусства в Венеции. Решение об этом было принято руководством Венецианской биеннале по предложению ее куратора Данэеля Бирнбаума.
Йоко Оно - художница и композитор, родилась в 1933 году в Токио, Япония. Она была среди первых концептуальных художников в мире. В своих работах и перформансах 1960-1962-го годов, основанных на исследовании языка, идеях инструкции и соавторства, Йоко Оно использовала структуры перформанса и форму свободно развивающегося произведения, - она называла их Внутренний звук и Внутренняя структура. Ее акции и аудиоработы начала 1960-х стали основой для дальнейшего развития музыки и искусства перформанса второй половины XX века.
Йоко Оно участвовала в Венецианской биеннале 2003 года; ее персональные выставки и инсталляции представлены в Museum Kampa, Прага, и в Детройтском институте искусств. Также художница регулярно принимает участие в основных групповых выставках по всему миру: в Токийском центре Mori Art Center, в центре Tate Liverpool, Ливерпуль, в музее Балтимора (США), в Музеях современного искусства Монреаля, Токио, Осло и Парижа и так далее.
Джон Балдессари - концептуальный художник, куратор. Получил известность в конце 60-х годов ХХ столетия. В своих произведениях Балдессари соединил образы массовой культуры, характерные для поп-арта с нарративностью концептуального искусства, что привело к созданию уникальных работ, ставших символами постмодерна.
На ранних этапах карьеры Балдессари комбинировал изображения и текст в своих работах. Он использовал изображения из рекламы и кино, редактировал и обрезал их в соответствии с написанным текстом. В 80-х годах Балдессари начал использовать изображения без текста.
При помощи коллажей из фотографий, которые уже не сопровождались текстом, художник продемонстрировал, что изображения сами по себе могут быть такими же нарративными, как его более ранние текстово-изобразительные работы.