На сцену МХТ возвращаются спектакли, когда-то блиставшие в его репертуаре. Одну из таких постановок, составивших реноме театра, осуществил в 1934 году Виктор Станицын. Новую версию «Пиквикского клуба» теперь готовит режиссер Евгений Писарев. Главную роль он отдал Александру Феклистову. Премьера пройдет в рамках фестиваля «Черешневый лес» 12 мая. Дата выбрана не случайно. Именно в этот день в 1827 году знаменитый эсквайр учредил корреспондентское общество Пиквикского клуба. Многое ли изменилось с тех пор?
Чаепитие за кулисами МХТ – теперь это дань традиции. Приветствие вернувшемуся английскому классику. После «Конька-горбунка» Евгений Писарев продолжает держать курс на необыкновенные сказочные истории. По его словам, через них удобнее напоминать о простых вещах – таких как любовь и добро – простым языком. Герои вызывают разные чувства, но только не озлобленность и не агрессию, что стало обычным явлением во многих спектаклях. «Герои Диккенса – это те герои, с которыми хочется быть рядом, попадать в разные истории. С ними тепло», – считает режиссер.
«Пиквикский клуб» – история для взрослых, на первый взгляд, простая, как дважды два. При ближайшем рассмотрении положительные и отрицательные человеческие качества, доведенные Диккенсом до абсолюта, оказались настоящим вызовом даже для искушенных актеров. «Никаким добрым я не являюсь, и этот абсолют оказалось трудно сыграть. Так как абсолютно идеального человека, как сказал Федор Михайлович, трудно представлять и выписывать. Оказалось, все трудно», – говорит актер Александр Феклистов.
Еще одна трудность – особый взгляд англичан на мир. Больше всех досталось Михаилу Трухину, который играет развеселого слугу мистера Пиквика. «Литература слова и английский юмор. Это данность, и в этом смысле спектакль сложный. У нас другая реальность. Пришлось ломать какие-то вещи», – поясняет актер.
По всем приметам зритель узнает старую добрую Англию. Красный автобус, овечки, крикет. Время действия перенесено из XIX века в 60-е годы века ХХ. Звучит музыка Beatles. Все это сделано для того, чтобы усилить для современного зрителя эффект ретро, который заложен у Диккенса.
«Никаких сверхидей. Как Диккенс – великий, но пишет о простых вещах. Это не концептуальный спектакль. Здесь нет третьего, пятого, шестого планов», – поясняет художник Зиновий Марголин.
Сцены суда, похищения, встречи Рождества получились по-хрестоматийному смешными. То, что обычно ждут зрители от Диккенса и хорошего театра, в «Пиквикском клубе» МХТ есть. Как есть ответ на вопрос, а что же, собственно, нужно каждому из нас. Как поет ливерпульская четверка, «All you need is love».