В рамках джазового фестиваля, который проходит не сам по себе, а в рамках растянувшихся празднований столетия Тель-Авива, один из аперльских дней объявлен днем «Битлз». В этот день все ансамбли, участвующие в фестивале, исполнят каверы на песни четверки. Один из концертов памяти «Битлз» - джазовых вариаций - пройдет в Тель-Авивском Центре сценических искусств 24 апреля в рамках серии «Джаз-Плюс» ("плюс" – потому как к джазу прибавляется то танго, то Шопен, то песни Саши Аргова, а в данном случае - мелодии «Битлз»).
На сцену выйдет известнейший нью-йоркский состав «BeatleJazz» и не менее известный гитарист Морди Фарбер. «BeatleJazz» – это ансамбль, который за десять лет творчества завоевал огромную мировую популярность. Генераторами идей группы выступают нью-йоркцы Брайан Мелвин и Дэйвид Кикоски. Названия говоряще-поющие: «BeatleJazz» исполняют песни «Битлз» в джазовых аранжировках-импровизациях, а Морди – сокращенное от Мордехай, и легко догадаться, что этот джентльмен мира с гитарой родился в Израиле.
Брайан Мелвин, знаменитый американский барабанщик и перкуссионист привозит в Тель-Авив программу «BeatleJazz», составленную из песен «The Beatles» в джазовых обработках. У джазового трио «BeatleJazz» из битловских песен состоит весь репертуар – на сегодняшний день в репертуаре ансамбля более полусотни музыкальных произведений «битлов» - и это им нисколько не мешает. Музыканты трио играют еще в паре десятков других составов, а здесь могут полностью посвятить себе общей юношеской страсти - «Битлз». «BeatleJazz» - совместный успешный проект барабанщика Мелвина и пианиста Кикоски, предлагающий вольное, импровизационное, по-настоящему джазовое обращение с известными всем и каждому мелодиями, такими как «Let It Be», «Michelle», «All you need is Love», с сольными темами Леннона и Маккартни. Проект «BeatleJazz» родился в нью-йоркском клубе Blue Note, где довольно долгое время в качестве «домашнего трио» для послеконцертных джемов работали барабанщик Брайан Мелвин, пианист Дэвид Кикоски и басист Чарлз Фамбро. Мелвин и Кикоски были знакомы давно, и давно делились друг с другом любовью к главному музыкальному переживанию своего детства - The Beatles. Настала пора воплотить эту любовь в музыкальный проект, идея которого давно носилась в воздухе - в джазе тематический материал становится поводом для создания "новых стандартов", ведь джаз уже поглощал и переваривал песни из кино, мюзиклов, эстрады: Майлс Девис играл «My Funny Valentine», Колтрейн - «My Favorite Things», Луи Армстронг играл и пел эстрадные композиции и все это были шлягеры своего времени. Но трио «BeatleJazz» стал особым - и это произошло не столько из-за притягательности и популярности битловских мелодий. За прошедшие десятилетия джазмены всех поколений и жанров прочесали битловский репертуар вдоль и поперек. А потому, что проект «BeatleJazz» - это еще и своеобразный междусобойчик, где профессионалы высокого класса соревнуются друг с другом в свое удовольствие.
С тех пор, как «Битлз» выпустили миру навстречу свои первые песни, с тех пор как Леннон, Маккартни и Хариссон начали писать музыку – с тех самых пор (пусть это и явное преувеличение) многие джазовые музыканты начали создавать свои обработки и кавер-версии знаменитых мелодий. Среди джазовых поклонников «Битлз» такие мастера импровизаций как певица Сара Воэн, пианисты Бред Мелдау и Энрико Пьеранунци, гитарист и певец Джон Пиццарелли, саксофонист Сони Крис.
Не оказались в стороне барабанщик Брайан Мелвин и пианист Дэвид Кикоски, с детства восхищавшиеся «Битлз». Юношеское преклонение Брайана Мелвина, появившегося на джазовой сцене в 1980-х годах, игрой Ринго Стара, определило его карьеру: «Мальчиком я увидел выступления Beatles в телевизионной программе Эда Саливана и просто не мог поверить тому, что есть такое счастье - задавать ритм этой группе». Под влиянием Ринго Стара Мелвин начал заниматься игрой на ударных инструментах и со временем стал одним из самых востребованных барабанщиков Нью-Йорка, работая с Джо Хендерсоном, Джо Ловано, Майклом Брейкером и с легендарным басистом Джако Пасториусом, двигателем современной американской музыки, гением и сумасшедшим, с которым Мелвин записал пять джазовых альбомов, включая популярнейший диск «Standarts Zone». Одноврменно Брайан Мелвин увлекается мировой музыкой, ездит по миру, дает мастер-классы, повсюду записывает народные мелодии и потом использует записи в своих композициях. Причем на дисках Мелвин играет, как правило, сам на многих инструментах, а не только на барабанах. К примеру, на табле, - самом распространенном индийском перкуссионном инструменте, чему он научился у самого Закира Хусейна.
Пианист Дэйвид Кикоски родился в семье музыкантов и уже с 6 лет отец начал обучать его игре на фортепьяно. Позже Кикоски учился в музыкальном колледже в Беркли в Бостоне, уже там собрал своей первую группу, попутно выступая с гитаристом Пэтом Мэтини. Надо ли добавлять, что и Кикоски давным-давно перебрался в Нью-Йорк и весьма неплохо там себя чувствует, играя с собственным трио и сопровождая иных великих.
Общий состав Мелвина и Кикоски – «BeatleJazz» – выпустил уже пять альбомов джазовых аранжировок мелодий «Битлз», в записях которых участвовали такие музыканты, как Тутс Тилеманс, Джон Скофилд и Джо Ловано. «Битлз» повлияли и влияют уже на несколько поколений музыкантов, работающих каждый в своем жанре. Может они были мессиями, а мы так этого и не поняли, в отличие от состава «Beatlejazz», на единственном концерте которого в Израиле выступит еще и известнейший гитарист Морди Фарбер, уроженец страны, ставший одним из лучших гитаристов Израиля, сразу после демобилизации начавший играть с Ариком Эйнштейном, Шем-Тов Леви, Нурит Гальрон, Шломо Арци, Шломо Гронихом и Мики Габриэловым.
Морди Фарбер родился в 1958 году в небольшом городке на севере Израиля и уже в 10 лет организовал трио для выступлений в школе. В 12 лет он начал учить классическую гитару – поблизости не было других педагогов, а в 17 уже ездил по Израилю, играя рок-н-ролл. Потом он услышал по радио записи великого цыганского джазового гитариста Джанго Рейнхардта и каждый день самостоятельно изучал технику его игры, как позже технику игры джазовых гитаристов. Морди хотел стать джазовым солистом – потому и отправился в Беркли и таки-да – стал одним из лучших гитаристов в мире. Выпустив в 1990-м году дебютный сольный альбом «All the Way to Sendai», он начал выступать в Нью-Йорке с Дейвом Либманом, Джеком Де-Джонеттом, Мирославом Витусом и другими. Но в данном случае важны не имена, а то, что, как и сотоварищи, джазовый «тяжеловес» Морди Фарбер любит аранжировки «Битлз» и импровизации.
24 апреля, пятница, 22.00, Тель-Авивский Центр сценических искусств.
Брайан Мелвин – ударные, Дэйвид Кикоски – фортепьяно, Петр Баршай – бас, Морди Фарбер – электрогитара.
Маша Хинич