Наталья Голицына (Лондон)
27.12.08
В Великобритании опубликована и сразу стала бестселлером новая биография Джона Леннона. 850-страничный том - самое полное описание жизни и творчества легендарного музыканта группы «Битлз». В книге под названием «Джон Леннон. Жизнь» использовались новые, ранее не публиковавшиеся документы и воспоминания. Автор книги - английский писателеь и журналист, биограф группы «Битлз» Филипп Норман.
«Джон Леннон. Жизнь» - самый объективный, честный и непредвзятый рассказ о невероятно противоречивом характере легендарного музыканта. Образ Леннона предстает в книге более сложным и многообразным, чем в его предыдущих биографиях. Филиппу Норману удалось не только получить доступ к новым документам, но и поговорить со многими близко знавшими Леннона людьми. Его вдова Йоко Оно часами рассказывала Норману о тайнах ее семейной жизни, нередко производивших шоковое впечатление.
В книге, в частности, использованы обширные интервью с Полом Маккартни, с главой фирмы грамзаписи «Эппл»Джорджем Мартином и сыном Леннона Шоном. Все это позволило автору, опираясь на огромный фактический материал, впервые воссоздать живой образ гения поп-музыки во всех его проявлениях – в музыке, политике, общественной деятельности, семейной жизни и культурных пристрастиях.
Филипп Норман рассказывает о противоречивом характере Джона Леннона: «Сам он выдавал себя за очень крутого, очень саркастичного, лишенного сантиментов прагматичного человека. Однако существовала и другая сторона Джона, намного более мягкая, более романтическая и очень неуверенная и в своем замечательном таланте. Ему всегда казалось, что все, что он делает, недостаточно хорошо. Он ощущал дискомфорт в собственном естестве и скрывал это от людей. Вопреки расхожему мнению, он не был наркоманом в смысле безнадежной зависимости от наркотиков. Он употреблял и мягкие наркотики, и героин. Однако решил отказаться от героина, и ему это удалось».
Говоря о политических убеждениях Леннона, Норманн напоминает о том, как «в прессе писали, что он был левым экстремистом и даже поддерживал терроризм. Но то, что Джон делал в 60-е годы, в наши дни делают такие звезды как Боно и Боб Гелдоф. И сейчас мы считаем это нормальным. Когда в 60-х Джон говорил о политике и гуманитарных проблемах, его называли самонадеянным и некомпетентным, поскольку он всего лишь поп-звезда. Бытовало даже мнение, что он невменяем. Однако во многом он опередил свое время. Впоследствии Джон очень изменился. Он не был последователен и тверд в своих убеждениях. Но если он во что-то верил, он делал это искренне и страстно».
Филипп Норман считает неверным распространенное мнение о том, что Леннон происходил из ливерпульского рабочего класса. «Джон принадлежал к среднему классу. Воспитавшая его тетка Мими была очень озабочена своим социальным положением. Она не позволяла Джону говорить с явно выраженным ливерпульским акцентом, как говорили другие дети. Джон вырос в очень комфортабельных условиях. Он регулярно питался. Ему покупали школьную форму. И во многих отношениях у него было счастливое детство. У тети были три сестры, которые прекрасно относились к Джону. Тем не менее, он часто испытывал боль из-за того, что рос без отца и матери. Мать Джона сплавила его Мими и жила поблизости от нее. Так что Джон мог с ней часто встречаться, хотя у него никогда не возникало ощущения, что это его настоящая мать».
Музыкальные критики много писали о неоднозначных и напряженных отношениях Леннона и Маккартни. Автор книги «Джон Леннон. Жизнь» говорит, что «не назвал бы эти отношения напряженными. Они были удивительно удачными партнерами. Они писали песни совместно. Но и позднее, когда они уже сочиняли раздельно, продолжали помогать друг другу. Нередко один завершал работу другого. Это были взаимодополняющие личности. Для выступающего ансамбля было очень необычным, что оба они сочиняли и слова и музыку. Но талант Джона выходил за эти рамки. Он был и поэтом, и писателем, и художником».
Норманн уверен, что «если бы Джон дожил до нашего времени, никаких трений между Маккартни и Ленноном не возникло. Джордж Мартин рассказывал, что Джон, сочиняя, начинал со слов, тогда как Маккартни начинал с мелодии, которая всегда возникала у него в голове. Слова же он подбирал чуть ли не через неделю после создания музыки. У Джона был более медленный и инстинктивный подход к сочинению песен».