В этом году сразу несколько российских издательств – и в том числе, КоЛибри и «Иностранная литература» - выпустили книгу, знаменитого британского биолога-эволюциониста и популяризатора науки, оксфордского профессора Ричарда Докинса – «Бог как иллюзия». Перед этим на Западе эта книга стала бестселлером.
Наряду с Умберто Эко и Ноамом Хомски, Ричард Докинс отмечен журналом Dicsover как один из самых популярных интеллектуалов мира. Самая новая работа Докинса, как следует из ее названия, посвящена критике религий.
В своей работе Докинс утверждает, что вера в сверхъестественного создателя – ложное убеждение, которое, подобно мании, не меняется в зависимости от фактов. В поддержку своего утверждения он приводит высказывание Роберта Пирсинга – «когда один человек одержим иллюзиями – это называют умопомешательством. Когда много людей одержимо иллюзиями – это называют религией».
Докинс критикует Бога во всех его формах – от «сексуально одержимого тирана Ветхого завета» до безразличного «небесного часовщика» эпохи Просвещения. Он эффективно оспаривает главные аргументы в пользу религии и в конечном счете демонстрируют «высшую невероятность высшего существа».
В своей книге Докинс пишет о том, как религии вызывают войны, разжигают фанатизм и учит детей принимать идеи без проверки и доказательств. Все эти доводы поддержаны всевозможными историческими и современными данными. В конечном счете Докинс приводит нас к мысли, что вера в Бога не только иррациональна, но потенциально бесперспективна. При этом книга написана весело и увлекательно.
Докинс напоминает читателям знаменитую песню Джона Леннона «Imagine» - «Представь себе», и предлагает дейстительно представить, каким будет мир без религии. «Никакой бомбежки, никакого 11 сентября… никаких крестоносцев, никаких охотников за ведьмами…, никаких телеевангелистов, выманивающих у доверчивых людей их деньги», - пишет он.
«Я заинтригован и удивлен диспропорциональными привилегиями религий в наших в общем светских обществах», - пишет он. «Я атакую Бога, всех богов, что-либо и все сверъхъестественное, вне зависимости от того, как они были или будут выдуманы».
В этой книге Докинс, используя профессиональные знания, нападает и на теорию «разумного помысла» или intelligent design – кратко ID – которую, как известно, давно и безуспешно пытаются внедрить в биологию.
Докинс также разбирает такие вопросы, как связь между моралью и религией. Он убедительно показывает, что атеисты вполне могут быть нравственными, а подчас еще более нравственными, чем верующие. Особое внимание в главе «Детство, эксплуатация и религия» ученый выступает против навязывания гражданам религии в детском возрасте.
Он считает, что принимать решение о выборе веры – или ее отсутствия - можно лишь в сознательном возрасте. «Вера может быть очень, очень опасной, и намеренно «имплантировать» ее в уязвимый ум невинного ребенка – непростительная ошибка», - пишет Докинс.
Таким образом, Докинс приходит к мысли, что поскольку не существует никакого сверхъестественного создателя на небесах (или где-либо еще), большая часть человечества живет в иллюзии.
Впрочем, в атеистическом мире, о котором Докинс вслед за Ленноном мечтает, не будет никаких предписаний по сокращению преподавания Библии и других священных книг в университетах (не школах), а также их распространения.
Он также предлагает сохранять «сентиментальную лояльность» к культурным, литературным и другим полезным традициям, связанным с религиями. Главное, чтобы люди (а особенно дети) не принуждались к вере. «Мы должны избавиться от веры в Бога, и при этом оставить неприкосновенным культурное наследие религий», - пишет он.