Сегодня исполняется семьдесят лет со дня рождения Джо Дассена. Один из самых романтичных и проникновенных французских исполнителей был прямым потомком выходцев из Одессы, а родился и вырос в Америке. Там работал его отец – известный кинорежиссер Жюль Дассен. Первым музыкальным увлечением юного Джо был вовсе не французский шансон, а музыка в стиле кантри. Тем не менее, для миллионов поклонников песни Дассена были и остаются воплощением духа французской эстрады.
1960-е годы, эпоха Beatles. Во всем мире музыка становится образом жизни, а парни с гитарами или пластинками под мышкой – самыми модными. Но все это мало интересует американского парня Джо Дассена, который больше любит поэзию. В двенадцатилетнем возрасте вместе с семьей он впервые для себя открывает Европу.
1970-е. На официальных площадках звучит диско, а в подполье появляется кричащий панк. «И вот вдруг появляется что-то интимное, негромкое. Слово "шансон" здесь вполне применимо, хотя, конечно, Джо Дассен не самый типичный шансонье на свете, какого можно себе придумать. Его первой музыкой была музыка кантри – американская. И последнее, что он записал, насколько я помню, это тоже англоязычный репертуар», – поясняет музыкальный критик Дмитрий Ухов.
Концерт Джо Дассена в «Олимпии», 1979 год. Он, как и в самом начале карьеры, снова поет кантри. Зрители в восторге, ведь именно в это время во Франции песни на английском достигли пика популярности. Джо Дассен всегда отлично чувствовал, что нравится публике. «Он смог перенести эту доверительную, почти бардовскую интонацию шансонье на любой музыкальный материал. Тото Кутуньо, песни которого никто не знал, он их поет. Он берет американскую песню в стиле кантри и прекрасно делает из нее французское шансонье», – продолжает Дмитрий Ухов.
Французский шансон в советские 1970-е был самым популярным увлечением. В этом году Мирей Матье, как и сорок лет назад, снова приехала в Москву с концертом. Для российской публики эта певица из одного ряда с Джо Дассеном. «Я не могу сказать, что хорошо знала Джо Дассена, но мы были знакомы. Это действительно человек, который обладает харизмой. У него очень теплый тембр голоса, и действительно его песни остаются незабываемыми, как "Елисейские поля", например. Это действительно песни, которые знают повсюду», – говорит Мирей Матье.
Он стал французом. Бархатный голос, великолепное произношение. Джо Дассен на любом языке мог спеть песню на особый французский манер. «Настоящая французская песня – это та песня, которая была спета певцом, а потом эту мелодию насвистывают на улице или у себя дома. Мне кажется, что это песня, которая переходит все границы, ее поют и в других странах», – добавляет Мирей Матье.
Для российской публики не так важен перевод песен Джо Дассена. Весь смысл и настроение заключены в его голосе и интонациях. Многие даже не знали, что в песне «Привет» есть строчки «Я больше никогда не скажу тебе привет». Но все понимали, что звучит грустная сага о несчастной любви.