В Абхазии надеются на приезд Йоко Оно - вдова Джона Леннона может спасти дом своей русской тети, Анны Бубновой.
Сухумский музей сестер Бубновых, которые прожили в Японии более 40 лет и сделали Стране восходящего солнца "русскую прививку", пострадал во время грузино-абхазского конфликта.
Уже более 10 лет его не могут отремонтировать.
Йоко Оно в свое время была одной из учениц скрипачки Анны Бубновой. Йоко приходилась Анне-сан дочерью брата мужа. Екотан-Екочка - так Бубнова нежно называла племянницу.
Власти Сухуми теперь надеются только на помощь знаменитой родственницы Бубновых.
В ожидании Оно
"Все надежды только на Йоко, ведь она любила свою русскую тетю", - рассказывает музейщик Аза Аргун, показывая серый разваливающийся особняк в центре Сухуми.
Чтобы спасти музей, директор Аза Аргун написала Йоко Оно три письма. В этом ей помогла японовед и писательница Ирина Кожевникова, которая близко знала сестер Бубновых и лично знакома с вдовой Леннона. Ведь именно к ней в начале 90-х Йоко приехала в Россию, чтобы узнать как можно больше о своей русской тете.
Но ответа до сих пор не получили. Музейщики волнуются: может, письма до Йоко не доходят?
Власти Абхазии готовы организовать приезд Йоко Оно. Но денег на ремонт особняка у непризнанной республики нет.
"Если Йоко согласится приехать, мы все организуем, неудобств для нее не будет, несмотря на то, что мы пока еще непризнанная республика" - сказал в интервью BBCRussian.com министр культуры Абхазии Нугзар Логуа.
Если Йоко Оно в свои 75 лет все-таки приедет в Абхазию, то ей обязательно покажут картину Варвары Бубновой, в которой впечатлительные посетители умудряются разглядеть профиль Джона Леннона.
Хотя другие настаивают на том, что на портрете изображен Пушкин. Но окончательный вывод - за Йоко.
Крыша в порядке
На зов абхазского музейщика откликнулись японские музыканты из общества профессора Анны Оно.
Музыкальное "Общество имени профессора Анны Бубновой-Оно" существует в Японии с 1946 года по сей день, дает памятные концерты дважды в год.
Именитые скрипачи собрали деньги на ремонт здания. Правда, средств хватило только на починку крыши.
Рады были бы помочь и ученики Анны Бубновой из Страны восходящего солнца. "Они отозвались, даже написали мне, что с удовольствием помогли бы, но ученики ведь уже старые, у них денег нет", - рассказывает директор музея Аза Аргун.
Аргун обращалась за помощью и в японское посольство.
"Они сказали, что помогут только после того, как решится вопрос независимости республики. Мне стало так обидно: при чем здесь статус Абхазии, когда музей на грани исчезновения?!".
Пустые залы особняка
Особняк XIX века в Сухуми на улице Пушкина рассыпается на глазах. Во время грузино-абхазского конфликта здание сильно пострадало: на дверях следы от пуль, оконные рамы без стекол.
На входных дверях висит большой замок - не потому что вход воспрещен, просто сквозняк может выбить деревянные двери.
"Три больших зала предназначены для экспозиций, в зале чуть поменьше сможем устраивать пресс-конференции, - не теряют надежды местный работник музея Беслан Ласурия. - А в маленьких комнатах будет хранилище".
"Ученый Юрий Воронов еще 10 лет назад посоветовал в музей сестер Бубновых превратить этот особняк на улице Пушкина, известный здесь как дом Даля. Во-первых, здание большое. Если бы не этот вариант, музеем стала бы маленькая хрущевка по улице Орджоникидзе, где и жили сестры Бубновы", - рассказала BBCRussian.com Аза Аргун, директор музея сестер Бубновых.
"Дорогая, ласковая русская тетя"
"Всё в жизни решает случай, - уверен историк Иван Ермачков. - И связи Йоко Оно с Абхазией не было бы, если бы Анна Бубнова не встретила Сюнитьи Оно, сына японского банкира".
Анна Бубнова происходила из дворянской семьи. Она была младшей из трех сестер, и, как и обе старшие, была весьма одаренной.
Мария прекрасно играла на фортепиано, средняя, Варвара, стала известной художницей, а Анна предпочла скрипку.
На одном из концертов в Петербурге в младшую Бубнову влюбился японский студент-зоолог. Ане тоже понравился Сюнъити Оно, потомок древнего императорского рода по материнской линии и бедного самурайского - по отцовской.
Это были годы Первой мировой войны, к тому же смутные времена первых лет революции. Сменив фамилию на японскую, Анна с мужем уехала в Токио. Позже к ней приехали мать и сестра Варвара.
В Стране восходящего солнца Анну огорчало отсутствие привычной ее уху музыки. У японцев не принято было учить детей ни скрипке, ни фортепиано, но Анна Бубнова-Оно решилась на эксперимент. После ее станут называть "матерью японских скрипачей".
"Тетя бы не одобрила"
Одной из учениц Анны-сан и стала дочь брата мужа - Йоко Оно.
"Йоко Оно очень любила свою тетю. У них было взаимное уважение, понимание и любовь, Анна до конца дней своих рассказывала друзьям о своей одаренной племяннице", - говорит Аза Аргун.
У Йоко были большие способности к музыке, начала играть с трех лет.
"Сегодня Бубнова свою ученицу бы не одобрила - музыка вдовы Джона Леннона сейчас практически полностью электронная, - считает композитор Мариэтта Малхасян. - Ни скрипки, ни фортепиано, которые так любила Анна, в последнем альбоме Йоко Yes, I'm A Witch никто так и не услышал".
После Второй мировой Йоко уехала учиться в США и больше не виделась со своей "дорогой, ласковой русской тетей".
И только 2 июня 2007 года Оно инкогнито приезжала в Тверскую область посмотреть дом, в которой выросла Анна Бубнова. Ныне это музей имени Пушкина в поселке Берново.
"Йоко Оно поставила условие: в музее не должно быть никакой прессы, визит должен быть тайным, - рассказала BBCRussian.com Елена Сметанникова, директор музея в Берново. - Для гостей мы устроили экскурсию. Йоко Оно призналась, что о Пушкине она почти ничего не знает, а больше всего ее интересовала комната, в которой выросла ее тетушка".
"Чай с суши"
"Сотням и тысячам японцев была сделана своеобразная "русская прививка", японцы это помнят, так и нам нельзя забывать и нужно сохранить хотя бы то малое, что осталось после сестер Бубновых", - говорит историк Иван Ермачков.
Сестры Бубновы были получили государственные награды Японии: Анна была награждена орденом Священного сокровищ четвертой степени, а Варвара - орденом Драгоценной короны четвертой степени.
Прожив в Японии 40 лет, сестры вернулись в СССР. Анну ничего не держало: к тому времени она похоронила мужа Сюньити и сына Сюнтаро.
"Знакомые Бубновых до сих пор рассказывают, как сестры у себя дома угощали гостей чаем и суши - это были такие маленькие бутерброды с рисом и рыбой - и наряды у сестер были красивые, красочные японские халаты" - рассказывает директор музея Аза Аргун.
Сестер Бубновых похоронили на Михайловском кладбище в Сухуми, как они и завещали. А над их могилой склонилась сакура.