24 мая петербургская группа «Джон Леннон и Оркестр Зачем», уже известная сотрудничеством с митьками, Чижом и Сергеем Шнуровым, представит в арт-центре на Пушкинской крайне необычный проект. Во-первых, лидер группы официально меняет свое имя на Джона Леннона, во-вторых, музыканты взяли редкие политические песни легендарного исполнителя и перевели их на русский язык. Переработав в панк и добавив современных реалий, они получили на выходе один из самых политически агрессивных альбомов в петербургском роке за последнее время. «Про гадов, барыг, вояк, педерастов и всех других, кто глумится над нашей Родиной, а, значит, над нами» - так сформулировали смысл своей новой программы сами представители коллектива. В интервью нашему корреспонденту вокалист группы Джон В. Леннон (ранее известный как Игорь Сальников) рассказал, как «Оркестр Зачем» дошел до жизни такой…
- Зачем вы сделали из Джона Леннона Сида Вишеса?
- Мы решили показать другую сторону Джона. Тут та его часть, где были скрыты, скажем Че Гевара и Сид Вишес… Мы взяли определенный пласт его творчества, менее известный широкому слушателю. Сразу скажем, что это не «Битлз». Это постбитловский период Леннона, когда он был очень увлечен революционными событиями, которые 35 лет назад происходили в Англии, Америке, Европе – во всей свободной части мира, - это конец 60-х. Когда «Битлз» развалился, у него в голове начался собственный шухер. Первые его сольные альбомы во многом были политизированы, пусть даже и не напрямую, более того, тут он мог быть и прямолинейным, и даже агрессивным по любому поводу, что мы и решили выпятить на нашей пластинке. В рамках же «Битлз» он не мог говорить искренне обо всем подряд.
- Чтобы не нарушать формат?
- Можно и так сказать. И его этот формат дико бесил, отчасти из-за этого группа и развалилась. И как только он начал сольную карьеру, все, что накопилось, сразу выплеснулось. Только вот люди привыкли воспринимать Джона Леннона в «Битлз», и большая часть слушателей не до конца поняла эти песни. Даже знатоки относятся к этому периоду пренебрежительно. Джон потом и сам говорил, что, может быть, в этих песнях не все правильно. Тем не менее, он это делал, он так мыслил, и это его слова. Что мы сделали? Мы просто посмотрели на происходящее в мире, в нашей стране, и поняли, что у нас-то сейчас происходит то же самое, что и во время нонконформисткого периода Джона. Вроде как деньги из нефтяной трубы заливают всю страну, а система, пользуясь этими деньгами, начинает все СМИ нахлобучивать враньем. Солнышко светит, СМИ поют, мозги форматируются и у людей начинает создаваться впечатление, что все хорошо. А если очнуться, то не так уж всё и в порядке в обществе и в стране, в системе, и в мозгах. «Лейбловое» форматирование мозгов во времена Джона происходило в Штатах, в Англии, и люди пытались с этим бороться и многого достигли. А у нас с 90-х все кинулись этот капитализм «хавать» и захлебнулись.
Мне кажется, у нас сейчас все СМИ заполнены враньем, и я не только о новостях и политике говорю – отовсюду лезет надуманная, и главное, примитивная ахинея, построенная исключительно на деньгах и имеющая цель всех зомбировать и подчинить даже на чисто культурном уровне. И мы вдруг поняли, что эти песни Джона - про сейчас. Один в один их играть, конечно, бессмысленно, потому что музыка все-таки изменилась, и мы решили совместить панк-рок с этими его достаточно агрессивными песнями. Сделали их еще более агрессивными и перевели на русские реалии. Процентов на 70 это практически подстрочный перевод, с использованием «местных идиоматических выражений». У Джона мата, конечно, не было, но заглавной на диске у нас стоит песня «Революция сейчас» - в английской версии она называется Serve Yourself. Это уже довольно поздняя песня, не фига не политического периода, а тех времен, когда он расслабился, сидел на вилле, плевал в потолок и растил сына. Но вся эта шняга так и не давала ему покоя. Это был ответ Бобу Дилану на песню, что ты должен кому-то служить (в смысле религии). Джон послушал и написал ему в ответ: «Ты, б…ь, служи сам себе лучше, скотина». Так что и с ненормативной лексикой у него все было очень даже в порядке, если у кого есть вопросы, то послушайте эту домашнюю версию, – он её не выпускал никогда официально, и она стала известна благодаря бутлегам.
- Леннон, все-таки, если и ассоциируется с протестом, то скорее с таким романтическим – объединимся, спасем мир красотой и т.д. Панк-рок же все-таки подразумевает протест циничный и даже депрессивный. У вас получилось ближе именно ко второму …
- Да, здесь так и сделано. У нас и не было задачи петь как Джон. Была задача показать именно цинично-депрессивную сторону Джона, откуда весь этот его романтизм собственно и брался. Мы не спели Imagine, про которую сам Джон потом говорил, что пересластил её. Там очень красивая мелодия, чем и был ценен Джон. Большая часть поняла, о чем поется, но все-таки люди съели её как Yesterday, как балладу, а не как коммунистическо-романтическую вещь. И мы решили «допоказать» ту часть его творчества, которую сам Джон показать не смог. Его слушатель тогда не смог до конца это переварить.
- Как будет называться альбом?
- Группа в данном случае переименовалась в «Джон Леннон и Оркестр Зачем» потому как я официально меняю свое имя на Джон Леннон (т.е. буду Джон Владимирович Леннон), а альбом будет называться «Пропущенные уроки». Где-то год мы играли эти песни на английском (и даже собираемся издать их на Западе, как альбом группы “The OZ”), но у нас в стране английский язык публика несколько странно воспринимает. Русское ухо естественным образом тяготеет к русскому слову. Продюсером русского альбома стал Андрей Тропилло, ему очень понравился материал. Он считает, что по-русски сейчас всё это самое время сказать и спеть. «Пропущенные уроки» - в том числе и пропущенные уроки русского рока. Тропилло вспоминал, что когда он записывал всех классиков русского рока, а это было во времена глубокого совка, все просто реально боялись петь какие-то прямые политические вещи. Хотя хотелось сказать, что система говно, и что она мешает. Но было страшно, и приходилось делать это окольными путями. В связи с этим, может быть, и получилась такая традиция в русском роке не говорить ничего в лоб. На Западе же никто не боится говорить прямо. Там есть понятие демократии, которое у нас же существует в каком-то очень странном извращенном виде. Поэтому мы просто решили взять Джона, - по большому счету, в случае чего, это даже не наши слова – это Джон пел. Таким образом, мы вместе с Тропилло еще и хотим показать, что рок в России за последнее десятилетие полностью дезориентировался и разложился, и превратился либо в отмирающее явление, либо в загламуренное говно, но жизнь-то кой-где еще есть.
- Да, протеста в нынешнем роке осталось немного.
- Да и как такового рока уже нет. Все оставшиеся монстры свою революцию уже сделали. У Гребенщикова или Шевчука уже, мягко говоря, не тот возраст, чтобы заниматься революциями. А молодежь просто в 90-х дезориентировалась, полностью обратила внимание на исполнительские качества и коммерческую составляющую, и совершенно потерялась. То, что сейчас подается как рок, не имеет вообще никакого протеста в себе. Просто поп-музыка с гитарами. Рок-музыка без конкретного протеста это уже нечто иное, просто некая форма музыкального творчества. Ну, наверное, последним нашим «культурным сопротивленцем» был Шнур. Как не посмотри, все-таки это был сильный протест – пусть и не политический или социальный. Но публика сожрала слово «х.й» и дальше за этим ничего не последовало. Волны не пошло.
Тем не менее, в клубе «Фиш Фабрик» в Арт-Центре «Пушкинская, 10» мы представим русскую версию своей программы, и надеемся выпустить альбом в ближайшее время.
- Так, а как вы собираетесь издавать альбом, показывать клипы, при этом не идя на контакт с системой?
- Система-то достаточно тупая. Если правильным углом к ней повернуть этот диск, то она ничего и не поймет. У нас, к счастью, режим пока не фашистский и прямо-таки уж не совсем всякое инакомыслие преследуется. В песне «Бог», к примеру, вообще нет политических заявлений. Там просто говорится «я не верю в то-то, то-то и то-то». Там даже про Путина ничего нет, к сожалению (смеется-авт.). И клип мы сняли именно на эту песню.
- Вы подписываетесь под каждым словом, что спели, или все-таки это слова Джона, а вы «просто перевели»?
- Ну да, думаем. Иначе стали бы мы два года этим заниматься? К тому же я хочу сказать, что нужно именно слушать то, что спето. Не выхватывать слово «х.й» из песни «Пи…шь бабло!» или фразу «Армия – говно». Надо просто слушать, что там еще спето. Там все черным по белому спето, каждое слово на своем месте, все в контексте.
- Вы не боитесь, что ваш альбом возьмут на вооружение нынешние оппозиционеры?
- Понятно, что все преследуют свои цели, может быть то, что предлагает Марш несогласных где-то и сомнительно, но для демократии необходимо наличие как минимум двух мнений. Отсутствие несогласных - это болото и диктатура. Я ни на кого пальцем не показываю, но к этому приводят обычные логические рассуждения. Если кто-то говорит, что у нас демократия, то покажите оппозицию. Если у нас нет демократии, то давайте честно в этом признаемся. Вот в Иране никто сопли не жует, и правительство ничего не боится. Пусть нам честно скажут – ну вот такие дела и у нас. И все будет понятно. А у нас рассказывают про демократию и, по тупому глушат этих несогласных. Вот недавно задержали Каспарова и Лимонова, когда они должны были в Самару лететь. Якобы у них какие-то поддельные билеты. Ну это же чушь? И это отражается на масс-культуре, где откровенно вешать лапшу на уши стало нормально. И еще сейчас полностью период детей тех людей, которые в советское время преуспели. На детях гениев, как известно, природа отдыхает, а именно они все вокруг и заполонили. Можно, конечно, не замечать их. Жить в своем мирке и т.д., но ведь это же неправда, а видеть «неправду» и молчать об этом это просто опасно (смеется-авт.) она же разрастается и крепнет, не заметишь, как и тебя съест.
А в так называемой масс-культуре (кино, телевидении, музыке) – везде эти дети, и делают они нечто чудовищно-бессмысленное, но грандиозно пафосное, при этом раздвигая ноги и вставая раком перед системой.
Михаил Гончаров