Возможно в самом скором времени жителей Томска ждет премьера первого в мире кукольного спектакля "из жизни Битлз". Вот что пишет Юлия Рысь для газеты "Томские новости":
В театре имени Романа Виндермана «Скоморох» готовится спектакль о легендарной ливерпульской четверке, для которого делают 60 кукол. Джона Леннона я узнала сразу, едва зашла в кабинет художника театра Любови Петровой. Кукла иронически смотрела на меня из-за круглых очочков. Впрочем, пока это только голова.
Тут же за мной к Любови Олеговне заглянула мастер из швейного цеха с какой-то мягкой игрушкой.
Показав игрушку, мастер приставила к ней клочок дерматина и спросила.
- Пойдут такие ушки?
- Отличные уши! – одобрила Любовь Олеговна, и мне пояснила: - Готовим спектакль по «Битлз».
- Но ни у кого из «Битлз» не было таких домашних животных! Это рысь или кошка?
- Это сам Леннон. Просто кукла в спектакле интересна, если она не копирует человека, а может отразить что-то, какие-то эмоции, иллюзии, фантазии – то, чего человек физически изобразить не может.
Любовь Олеговна рассказала, что когда еще был жив Роман Виндерман и они обсуждали творческие планы, одним из последних его замыслов была постановка спектакля об истории группы «Битлз». После кончины мастера прошло достаточно времени, прежде чем его идею Любовь Олеговна озвучила в разговоре с новым главным режиссером театра Сергеем Ягодкиным. И вдруг режиссер загорелся идеей. Оказалось, он знает творчество «Битлз» почти наизусть и очень любит эту компанию английских «жуков». Стали придумывать спектакль. «Битлз» вроде бы старая история, но эта история из тех, которые никогда не стареют. Вопрос в том, как рассказать ее сегодня.
- История «Битлз» будет показана средствами только кукол, хотя наш театр и называется театром куклы и АКТЕРА, это расширяет наши возможности.
Бывают куклы-марионетки, бывают куклы, которые работают на ширме. В этом спектакле будут использоваться куклы разных видов в зависимости от функций, которые они выполняют в конкретном эпизоде. Это очень многофигурный спектакль, хотя зритель может этого и не заметить. На сцене всего четыре персонажа и те немногие, кто сопутствовал им по жизни. Зачем же делать 60 кукол? Одних только «Леннонов» 11 штук! Дело в том, что в отличие от живого актера кукла не может в антракте сбегать в гримерку, чтобы добавить на висках седины или сменить прическу. (Вспомним, сколько раз меняли имидж сами «битлы»!) Чтобы показать, что прошло какое-то время или наступила другая полоса в жизни героя, кукла должна быть узнаваема, но при этом меняться. Для этого и делают несколько кукол.
Любовь Олеговна показала куклу маленького Леннона, который не хотел когда-то петь в школьном хоре, о чем и сообщил тетушке Минни. А вот и сама Минни, тетушка, воспитавшая трудного мальчишку. Вот уже взрослый Леннон, а вот и Йоко Оно, роковая японка, сыгравшая столь драматическую роль в истории «Битлз».
Как рождается спектакль? Сначала режиссер и художник, как два заговорщика, сидят и обсуждают, что будет на сценической площадке. Потом художник рисует эскизы и вместе с режиссером определяет оптимальный вариант куклы. После этого делается технический чертеж каждой куклы в анфас и в профиль. При этом указывается, какая механика будет заложена в каждой из кукол (в каждом из Леннонов, Ринго, Харрисов и Полов, а также во всех, кто их окружает в спектакле) – от механики зависит, каким способом кукла будет двигаться в том или ином эпизоде.
После технического совета к работе приступают театральные цеха. В театре есть бутафоры, конструкторы кукол, портнихи и даже парикмахеры. Каждая кукла проходит через множество рук.
Бутафоры по техническому чертежу лепят скульптуру куклы, переводя плоскость в объем. Потом, после отливки в гипсе, начинается работа с папье-маше. (Довольно кропотливый и долгий труд, где главное сырье – бумага и клейстер.) В результате появляется белая, пока еще безликая голова, а также руки-ноги.
После того как сделана голова и остальные лепные части, конструктор вводит в куклу механику. Затем кукла опять возвращается в бутафорский цех, где на нее «наращивают» объемы (делают ей фигуру), потом кукле делают парик.
К художнику задуманная им кукла приходит уже реальной, но пока безликой. И тогда Любовь Олеговна наносит на их личики те черты, которые и сделают куклы (простите, уже персонажи!) неповторимыми. Затем кукол передают портнихам.
Словом, процесс создания долгий, кропотливый, поэтому спектакли с куклами делаются медленно.
- Я их всех люблю, - говорит о созданных куклах художник, - но наступает момент, когда я заканчиваю их «гримировать» и ухожу в тень - делать следующий спектакль. А театр начинает репетиции…