Михаил Марголис
Завтра в "Олимпийском" впервые споет легендарный вокалист "Лед Зеппелин"
Для кого-то первоисточником современной рок-музыки являются The Beatles, для кого-то - Led Zeppelin. Помимо богатейшего послужного списка, обширного цитирования их репертуара последователями, давнего распада и безусловной прижизненной славы, обе группы имеют еще одно сходство - они никогда не выступали в России. Лишь "битл" Ринго Старр на излете ХХ века добрался до Москвы. Но подобная сатисфакция не могла в полной мере удовлетворить наших терпеливых меломанов.
Из "свинцового дирижабля" на российскую землю не приземлялся вообще никто. Летом 2001-го Санкт-Петербург уже приготовился к приему Роберта Энтони Планта, но гастроли по бывшей советской территории завершились для блестящего экс-вокалиста "зеппелинов" в Таллине. За сутки до прибытия в Питер выяснилось, что у одного из гитаристов команды Планта возникли проблемы с российской визой и концерт отменили. Обещали компенсировать эту неувязку аж тремя ноябрьскими выступлениями Планта в двух крупнейших российских мегаполисах, а тем, кто приобрел билеты на его не состоявшийся концерт, гарантировали право посещения одного из осенних представлений.
Обещанного, как водится, пришлось ждать еще год. Ныне привозом Планта занимается не промоутер Киселев, а промоутер Соловьева, и есть основания полагать, что 14 ноября в спорткомплексе "Олимпийский" солист группы, введенной в 95-м в "Зал Славы рок-н-ролла", наконец споет для российской публики.
Плант, который в минувшем августе отметил свой 54-й день рождения, добирался к нам 34 года. Впервые Led Zeppelin вышли на сцену поздней осенью 68-го. Далее, благодаря нетривиальному менеджеру Питеру Гранту и одаренности всех четырех членов коллектива (Плант, Джимми Пейдж, Джон Пол Джонс, Джон Бонам), "цеппелины" стремительно пошли вверх, восторгая миллионы слушателей и сохраняя ореол некоторой загадочности, мистики и отстраненности.
Нет смысла подробно пересказывать историю "ЛЗ". Ей посвящены целые книги. Достаточно напомнить лишь знаковые даты. В феврале 75-го "Лед Зеппелин" выпустил двойной альбом Physical Graffiti, признанный шедевром практически всеми критиками. Именно в него вошли эпохальные композиции Kashmir, Trampled Underfoot, Houses of The Holy. Этот проект стал ориентиром для многих рок-музыкантов.
Затем Плант и его супруга попали в автокатастрофу на острове Родос. И долгое время Роберту приходилось записывать песни, не покидая кресло-каталку, а "зеппелинам" обходиться без концертной деятельности. Именно тогда появляются первые признаки кризиса в группе. В 77-м у Планта скоропостижно умирает сын, и он вновь выпадает из творческого процесса, а "ЛЗ" почти на год покидает сцену.
Постепенно группа восстанавливает кондиции, записывает удачный альбом In Through The Out Door, возвращается в мировые чарты и опять собирает стадионы. Но этому всплеску суждено стать, по сути, лебединой песней ансамбля. 25 сентября 1980-го после большой попойки в доме Джимми Пейджа умирает ударник "зеппелинов" Джон Бонам, и группа прекращает существование.
Дальнейший путь Планта - череда сольных проектов с различными составами музыкантов, стилистические эксперименты, колебания от традиционного ритм-энд-блюза к композициям с этническими вкраплениями, периодические воссоединения и расставания с Джимми Пейджем, мировые туры и гала-выступления "памяти "Лед Зеппелин", записи новых альбомов и переложение старых "зеппелиновских" тем. Сегодня, в очередной раз, муссируются слухи о том, что в следующем сезоне Плант и Пейдж опять сыграют вместе и даже возродят "ЛЗ" и отправятся в тур. В принципе ничего нереального в такой перспективе нет. К слову, последний альянс двух великих П образца 1998 - 1999 годов принес им Grammy в номинации "Лучшее рок-выступление года".
Но пока Плант приближается к нам сам по себе, точнее, с очередной своей командой Strange Sensation. В отличие от Ричи Блэкмора, категорически игнорирующего сегодня на концертах то, что сделано им в "Дип Перпл", Роберт не отказывается (хотя было когда-то и такое) от собственных произведений времен "Лед Зеппелин" и, помимо материала из последнего альбома Dreamland, наверняка вспомнит в "Олимпийском" что-нибудь из "зеппелиновской" классики.