Как пишет из Саратова корреспондент "Нью-Йорк таймс" Эндрю Креймер, Майк Мэтьюс "купил необычную российскую фабрику, которая делает вакуумные лампы для усилителей электрогитар,.. и сейчас столкнулся с проблемой, обычной для здешних мест: кто-то пытается отобрать у него компанию".
Мэтьюс - это легендарный в мире рок-музыки изобретатель педали Big Muff для электрогитары, бывший когда-то промоутером у ее пионера Джимми Хендрикса.
"Хотя эта тяжба имеет сотни аналогов по всей России, - продолжает автор, - она отозвалась по всему миру, особенно в кругах профессиональных музыкантов и аудиофилов".
Россия входит в число трех стран, в которых до сих пор производятся вакуумные лампы. Пуристы говорят, что наличие этих ламп в усилителе делает более "теплой", "ламповой" музыку, несущуюся из дорогих современных аудиосистем, отмечает Креймер в статье под названием "В России рэкетиры продолжают гулять по буфету".
64-летний американский бизнесмен характеризует происходящее как "рок-н-ролл против мафии".
"Я не прогнусь перед рэкетирами", - заявил он Креймеру, который, однако, замечает, что "эта попытка насильственного поглощения, строго говоря, связана не только с мафией. Это конфликт, специфичный для страны, в которой у вас впечатление, что права собственности - будь то на крупные нефтяные компании, автосалоны или фабрики среднего размера - всегда уязвимы для пересмотра".
Данное противостояние началось минувшей осенью, когда Мэтьюс получил письменное предложение. Компания под названием Russian Business Estates, или RBE, предлагала 400 тыс. долларов за его фабрику ExpoPUL, имеющую 930 рабочих и месячный оборот примерно 600 тысяч долларов. Мэтьюс отказался.
Покупатели отреагировали письмом, в котором предупреждали, что фабрику скоро обесточат. Две недели спустя электричество отключили. У фабричных ворот начали гуртоваться парни в кожаных куртках, пишет "Нью-Йорк таймс".
Мэтьюс поклялся не сдаваться и мобилизовал в свою поддержку производителей музыкального оборудования, которые не могут обойтись без изготовляемых им в России ламп.
Директор RBE Виталий Борин заявил автору статьи в "Нью-Йорк таймс", что хочет купить фабрику ради ее строений и намеревается потом перепродать их инвестору, имени которого он не сообщает.
Он признал, что его фирма, базирующаяся в Самаре, оказывает нажим на Мэтьюса, но отрицал, что она применяет незаконные методы, и в заключение пригрозил обратиться в ФСБ. ("Производство американской компании расположено в том же цехе, где выпускают комплектующие для ПЗРК "Игла", - заявил в декабре 2005 года "СаратовБизнесКонсалтингу" владелец RBE Андрей Шокин).
"ФСБ не занялась этим вопросом, потому что мы им не занялись", - сказал Борин и заметил, что для закрытия фабрики потребуется всего лишь письмо в Москву.
По словам Креймера, ExpoPUL производит две трети вакуумных ламп для музыкального оборудования в мире. В 1999 году фабрика изготовляла 40 тыс. ламп в месяц. Благодаря Мэтьюсу, в прошлом году она делала 170 тысяч.
Современная цифровая технология, говорят музыканты, неспособна натурально воспроизвести раскаты настоящего лампового усилителя электрогитары, поэтому, по словам Креймера, если саратовская фабрика умрет, то звук рок-н-ролла полувековой давности умрет вместе с нею.