В одном из недавних номеров российской газеты Труд опубликовано интервью с игуменом Сергием, где он, в частности, высказывается о своем отношении к рок-музыке. Предлагаем Вашему вниманию фрагмент этого интервью:
Иногда массовый гипнотический эффект различных “целителей” и лжепророков сравнивают с воздействием на молодежь рок-музыки. Ваша точка зрения прямо противоположна и убедительна, поскольку вы прошли уникальный путь к священству — через хиппи, рок-культуру. К тому же до сих пор не порываете связей с этой средой. Считаете ее не опасной для духовного здоровья молодого человека?
Прежде всего замечу, что моя биография не совсем уникальна. Скорее даже типична для человека моего поколения. Среди духовенства только в Москве я знаю несколько десятков бывших хиппи, просто говорить об этом вроде бы не принято. А я говорю открыто и продолжаю общение в этой сфере с людьми, как пришедшими в Церковь, так и идущими к ней. Причем делаю это с благословения священноначалия. У меня даже награда есть от имени Святейшего Патриарха, как было объявлено — “за проповедь христианства среди хиппи, рокеров и панков”. Сам я в конце 70-х попал в московскую “систему” — тогдашние хиппи в основном были молодыми интеллектуалами, которые искали смысл жизни и отвергали советскую жизнь. А интеллектуальный путь, по моему глубокому убеждению, должен привести нормального человека к православию. Поэтому те, кто шел до конца, как правило, приходили в Церковь. И это естественный путь.
Что же касается рок-музыки, то я считаю ее духовной. Потому что, как сказала одна моя хорошая знакомая, поэт в России больше, чем поэт, а рок для русских — не просто музыка. Это музыка ищущих людей, она наполнена философским содержанием. По крайней мере началом своего обращения к Богу я обязан группам “Beatles”, “Pink Floyd”, “Led Zeppelin”. И многие наши русские рок-музыканты — это православные люди. Они все больше обращаются в своих произведениях к Богу. Вот недавно на 25-летии группы “Воскресение” я слышал совершенно потрясающую композицию “Научи меня жить” — это просто молитва к Богу, хотя там и не произносится слово Бог. Причем прекраснейшая музыкальная аранжировка и содержание христианское.
Вы и сами, говорят, рок-оперу пишете?
Она уже практически написана: и либретто готово, и музыка, вот поставить только некогда. Это во многом автобиографическое произведение: как человек моего поколения приходит к Богу. Мой соавтор — Стас Бартенев. С его группой “Если” мы и выступаем иногда вместе — я с проповедью, они с концертом. Последний раз очень неплохо получилось в рамках книжной ярмарки на ВВЦ.
Так что через рок-культуру дорога к Богу, к спасению есть, и довольно широкая. А вот через общение с различными лжепророками и шарлатанами, которые называют себя “православными целителями”, — путь в прямо противоположном направлении.
Полная версия интервью