"Роллинг стоунз" и Пол Маккартни: по жизни вместе, но порознь |
В конце нынешнего лета и начале осени на прилавках музыкальных магазинов почти одновременно появляются долгожданные студийные работы двух гигантов британской рок-музыки - сэра Пола Маккартни и группы "Роллинг стоунз".
В 1960-х музыкальное "противостояние" "Битлз" и "Роллинг стоунз" всегда было притчей во языцех, хотя на самом деле музыканты двух великих групп всегда дружили и никогда не придавали особого значения конкуренции.
Но и теперь, спустя 40 лет, легендарного "битла" Пола Макартни сравнивают с коллегами из "Роллинг стоунз", которые сохраняют такую же творческую энергию и тоже собираются в масштабное турне по США.
Интересно, что даже названия их новых альбомов имеют сходство. Новая работа Маккартни называется "Chaos And Creation In The Black Yard", что можно перевести как "Хаос и сотворение мира на заднем дворе". А "Роллинг стоунз" назвали свое творение "Bigger Bang" - намек на интерес музыкантов к так называемой теории "большого взрыва", объясняющей происхождение вселенной.
Впрочем, также как десятилетия назад, Маккартни и "Стоунз" резко отличаются по музыкальному настроению. И по стилю общения с журналистами.
Накануне выступлений в США Пол Маккартни и музыканты "Роллинг стоунз" дали эксклюзивные интервью Би-би-си.
"Роллинг стоунз":
"Мысль об уходе на пенсию самоубийственна,- говорит гитарист Кит Ричардс. - Это почти как харакири. Я собираюсь дожить до 100 лет и остаться в истории".
|
У меня такое чувство в последние два-три года, что нынешняя политика исходит от очень небольшой, но очень решительно настроенной группы влиятельных людей Мик Джаггер |
Гитарист "Роллинг Стоунз" притулился на чемодане за кулисами огромной 500-тонной передвижной сцены, с которой музыканты будут играть в течение следующего года.
Ему 61 год, и выглядит он столь же потасканным, как и большую часть своей карьеры. Но, судя по всему, он доволен возвращению на сцену, которую он называет "офисом" и гастролям вместе с самыми знаменитыми ветеранами рок-н-ролла.
"Стоунз" вместе уже 43 года, но во многих смыслах они первопроходцы, и это турне для них много значит. Ни одна группа, в составе которой три музыканта старше 60 лет, еще не отправлялась в столь длительное турне с более, чем сотней концертов.
Среди песен, которые будут исполняться на гастролях, - песни из их нового альбома "Bigger Bang".
Это их первый студийный альбом за последние восемь лет. В него включены песни в знакомом поклонникам группы стиле, а также баллады, фанк и музыка, напоминающая о блюзовых корнях группы.
"Если вы не знаете блюз, - говорит Ричардс, - нет смысла брать в руки гитару и пытаться играть рок-н-ролл или любую другу современную популярную музыку".
На диске есть даже редкая для "роллингов" политическая песня "Sweet Neo-Con" ("Дорогуша неоконсерватор"), направленная против поколения новых американских руководителей.
Концерты "Роллинг Стоунз" доедут до Британии только следующим летом |
Она была написана сэром Миком Джаггером, имидж которого заметно облагородился, после того, как он получил рыцарское звание и сопутствующую ему приставку "сэр".
Джагер сказал, что посчитал себя обязанным сочинить песню, посвященную американской политике.
"У меня такое чувство в последние два-три года, что нынешняя политика исходит от очень небольшой, но очень решительно настроенной группы влиятельных людей, - говорит Джаггер. - Я думаю, что мы всегда готовы прислушиваться к мнению людей, но если их идеи не работают, нужно высказывать свою точку зрения. Я думаю, мы всегда уделяли большое внимание социальным темам".
Однако Кит Ричардс к политическим песням относится несколько осторожнее.
"Я ничего не имею против подобных чувств, но я не хочу, чтобы это было бурей в стакане. Мы очень редко касаемся политических тем, и лучше всего мы это делали в таких песнях, как "Street Fighting Man" ("Уличный боец"), когда мы не делали этого чересчур явно. Но на этот раз он хочет скрестить шпаги. Хорошо. Посмотрим, каков будет ответный удар", - говорит Ричардс.
Недоверие Кита Ричардса к политике стало причиной отказа "роллингов" участвовать этим летом в благотворительном концерте Live 8.
"Я просто подумал, что связь Гелдофа с лейбористкой партией была... слишком тесной, и я не думаю, что сокращение долга Африке поможет накормить там детей. Кому это выгодно, и где были сами африканцы? Где был их голос?" - говорит Ричардс.
"О нас пишут только когда мы ругаемся", - жалуется Ричардс |
И при этом признается, что сэр Боб Гелдоф и сэр Мик Джаггер пытались его переубедить. "О, да - все сэры собрались - все до последнего!", - иронически замечает он.
Взаимоотношения между этими двумя столь не похожими "звездами" - Ричардсом и Джаггером - всегда были главным нервом "Роллинг Стоунз". Когда Джаггера спросили, почему Ричардс настроен так критически, Джаггер сказал: "Он несчастный человек".
Ричардс, в свою очередь добавил: "Да здравствуют различия! У нас странные отношения, но иногда они работают. Я знаю Мика с четырех лет. И пресса всегда пишет о нас, только когда мы ругаемся".
22 года назад Кит Ричардс рассказывал о себе в программе "Ньюзнайт" как о наркомане с дозой героина и пистолетом в кармане. Сейчас он говорит: "Я теперь совершенно другой. Я человек семейный. Я теперь дедушка - совершенно безобидный старик".
"Роллинг стоунз" продержались долгое время, но нынешние гастроли могут оказаться для них последними.
Ударник группы 65-летний Чарли Уоттс недавно прошел курс лечения от рака гортани.
"Я думал, что помру", - признается он. И хотя врачи уверяют, что от рака Чарли полностью излечился, как говорит Уоттс, "весь ужас в том, что тут никогда нельзя быть уверенным на 100%".
Мик Джаггер тоже замечает: "Это долгие гастроли. Я не знаю, что будет потом".
Кит Ричардс настроен более оптимистично: "Судя по ребятам, мало шансов на то, что это последнее турне. Они - чертовы подростки, все они. Я пытаюсь не отставать".
Пол Маккартни:
Альбом "Chaos And Creation In The Black Yard" - 20-я студийная работа Маккартни после распада "Битлз", он спродюссирован Найджелом Голдриджем, которого называют "невидимым шестым членом группы Radiohead".
|
Для меня это - как волшебство. Мне всегда казалось, что кто-нибудь поймает меня и отнимет этот дар, зарабатывать таким образом Пол Маккартни |
Маккартни говорит, что Голдридж сильно повлиял на звучание альбома.
"С Найджелом хорошо работать, потому что, когда я приношу ему песню, делюсь соображениями о том, как ее можно аранжировать, он говорит: слушай, это слишком просто, давай попробуем как-нибудь иначе", рассказывает Маккартни.
Лирически новая работа обращена к одному человеку, как это часто бывает с концептуальными альбомами.
Однако сэр Пол настаивает на том, что никогда не может предсказать, каким будет в результате новый альбом.
"Никогда не знаешь, куда это все пойдет, потому что нельзя остановиться и сказать: "О! вот она - концепция!. Вы пишете несколько песен, и ваше настроение, место и время, в котором вы находитесь, диктует остальное", - говорит Маккартни.
Он рассказывает, что одна из песен "Jenny Wren", которую Маккартни называет "младшей сестренкой" песни "Битлз" "Blackbird", - была навеяна выступлением флейтиста на концерте Рави Шанкара.
"Я слушал этого флейтиста, игравшего на инструменте с низким, грустным звучанием. Потом я нашел его через Рави, он оказался венесуэльцем, а сам инструмент - армянским",- рассказывает сэр Пол.
Пол Маккартни переосмысляет наследие "Битлз" |
"В песне "Blackbird" используется стиль игры на гитаре, который мы с Джорджем [Харрисоном] освоили, еще когда были детьми, играя на вечеринке Баха. Нам нравилось играть эту вещь Баха, особенно хорошо получалось у Джорджа, он по-настоящему умел играть на гитаре. Но и я тоже старался",- вспоминает Маккартни.
Стиль, в котором Маккартни играл Баха, позволил ему играть мелодию и партию баса одновременно, что и получилось в итоге на Blackbird.
Но он никогда больше не использовал эту технику, до тех пор, пока не написал, сидя в машине в Лос-Анжелесе, песню "Jenny Wren".
Он говорит, что до сих пор у него в голове крутятся песни, иногда он просыпается с мелодией.
Сейчас он может записать ее в любое время. Раньше, во времена "Битлз" такой возможности у них не было. Именно поэтому, как он утверждает, они с Ленноном знали, когда получалась хорошая песня.
"Мы говорили друг другу: "если на следующий день мы ее не помним, значит плохая песня", - говорит Маккартни.
Он утверждает, что не любит анализировать свои песни.
"Для меня это - как волшебство. Мне всегда казалось, что кто-нибудь поймает меня и отнимет этот дар, зарабатывать таким образом, - заключает Пол Маккартни. - Мне всегда казалось, что это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Я не хочу испытывать судьбу".