«Хочу предупредить, что ИИ может обобрать авторов, если в ближайшее время не будут скорректированы законы об авторском праве», - сказал экс-«Битл» в интервью ВВС. - «Надо очень внимательно отнестись к процессам, которые сейчас происходят. Люди, имеющие отношение к развитию ИИ-технологий, пытаются вносить предложения, которые могут лишить авторов творческих стимулов. Это может привести к потере креативности».
Дело в том, что сейчас в Великобритании активно обсуждается вопрос об использование материалов, защищенных авторским правом, для обучения моделей искусственного интеллекта. Эта тема является предметом недавно начатых правительственных консультаций.
В свою очередь Пол Маккартни - один из двух оставшихся в живых участников The Beatles, - так прокомментировал ситуацию: «Приходят люди, приносят прекрасно звучащую песню, но она им не принадлежит, так как они не имеют к ней никакого отношения – они сделали её при помощи ИИ. И любой, кто захочет, может осуществить такое действие… Правда в том, что авторские деньги при этом куда-то уходят, хотя при создании подобной песни программой в качестве референса был использован целый ряд охраняемых произведений. Возможно, они и “Yesterday” туда загрузили в качестве образца».
Отсутствие ясности в отношении того, справедливо ли использовать материалы, защищенные авторским правом, для обучения программ, которые используют новейшие инструменты искусственного интеллекта, привело к дебатам по всему миру. Некоторые компании, представляющие интересы авторов из самых разных творческих индустрий, уже возбудили судебные иски по поводу того, что, по их мнению, является «нелицензионным использованием их материалов».
Но есть и некоторые музыкальные издательства (“music publishers”), которые подписали лицензионные соглашения с компаниями, занимающимися искусственным интеллектом. Это позволяет использовать их материалы для обучения новых программ. Есть и СМИ-компании, которые также пошли на подобные разрешения.
Однако опасения авторов, высказанные Маккартни, звучат всё чаще и громче. Сэр Пол уже не в первый раз высказывает опасения по поводу угрозы, которую ИИ может представлять для искусства. В декабре он предупредил, что искусственный интеллект «может просто взять верх над человеком». Маккартни присоединился к актерам Джулианне Мур (Julianne Moore), Стивену Фраю (Stephen Fry) и Хью Бонневиллю (Hugh Bonneville), подписав петицию, в которой говорится, что «нелицензионное использование творческих работ для обучения генеративного ИИ является серьезной несправедливостью и угрозой для получения средств к существованию людей, стоящих за этими работами». «Надеемся, что это будет запрещено», - заканчивалась петиция.
Писательница Кейт Моссэ (Kate Mosse) поддержала параллельную кампанию за «внесение поправок в закон о данных, что позволило бы обеспечить соблюдение действующего в Великобритании закона об авторском праве». В этом случае авторы произведений могли бы договариваться о справедливой оплате при использовании своих материалов.
Правительство Великобритании заявило, что в настоящее время идут консультации, которые продлится до 25 февраля. Они будут использованы для «углублённого изучения ключевых моментов дискуссии, в том числе вопросов о том, как повысить доверие между креативным сектором и сектором искусственного интеллекта». Ожидается, что будет разработана система мер, которая «позволит создателям лицензировать и получать вознаграждение за использование своих материалов».
При этом Маккартни в своём последнем заявлении обратился к правительству с «просьбой пересмотреть планы». «Мы - народ, вы – правительство, и вы должны защищать нас, это ваша работа», - сказал он. – «Если вы принимаете законопроект, то убедитесь, что вы защищаете творческих людей, авторов, иначе у вас их не будет».
В ноябре 2023 года Пол и Ринго (Ringo Starr) приняли участие в создании песни “Now And Then”, используя новейшую на тот момент технологию искусственного интеллекта. Она помогла отделить вокал Леннона (JohnLennon), записанный на демо-кассете 1977 года, чтобы в конечном итоге получить полноценно звучащую фонограмму.
Министр культуры Великобритании Лиза Нэнди (Lisa Nandy) заявила в прошлом году: «Правительство убеждено, что наши музыканты, писатели, художники и другие творческие работники должны иметь возможность знать и контролировать, как их контент используется компаниями, работающими с ИИ. Они должны иметь возможность добиваться разумных лицензионных соглашений и справедливой оплаты. Достижение этой цели, а также обеспечение правовой определенности в этом вопросе, помогут нашему творческому сектору и сектору искусственного интеллекта расти и внедрять инновации в партнерстве между собой».
Действительно, вопросы эти более чем актуальны сегодня. Всё, что касается Великобритании, это их дела, их озабоченность. Но очень хотелось бы, чтобы и наша законодательная база не отставала от развивающихся стремительными темпами ИИ-технологий – это крайне важно для поддержания разумного баланса между различными секторами «творческой поляны».
Слова и музыка Матецкого
https://dzen.ru/a/Z5dD1np5QFM8PtXY