Вторая пластинка QUEEN была разделена на Белую и Черную стороны, что, по словам Меркьюри, отражало битву между добром и злом.
В альбоме, проникнутом атмосферой сказок с готическими оттенками, соединились помпезность и одновременно грациозность куиновских музыкальных решений.
В текстах доминируют фэнтэзийные темы: несомненно влияние, оказанное выдающейся дилогией URIAH HEEP «Demons and Wizards» и «The Magician’s Birthday», вышедшей в 1972 году.
Первую сторону открывает минорно-торжественный инструментал «Procession», переходящий в пафосную «Father to Son» с кристальным вокалом и гармоничным хором, оттеняемым жесткими гитарными фразами.
Далее следует «White Queen (As it Began)», изящная баллада, овеянная романтическо-сказочным духом, одна из самых проникновенных песен группы, инкрустированная драматическим гитарным соло.
Вторая сторона блещет такими выпадами, как «Ogre Battle» - тяжелой, словно тонна металлолома, сопровождаемой душераздирающими криками, и «The Fairy Feller`s Master Stroke» - виртуозной барочной вещью, единственной в репертуаре ансамбля, где звучит клавесин. Вокальные вариации непредсказуемы, а звучание гитары напоминает скрипичное.
В тексте фигурирует живописная галерея мифических персонажей, в том числе Оберон и королева Мэб.
Настроение несколько уравновешивается лиричной фортепьянной пьесой «Nevermore», но «The March of the Black Queen» снова нагнетает напряжение: масштабная многочастная эффектная композиция пронизана околооперными хорами и утонченными гитарными партиями.
Венчает диск энергичная «Seven Seas of Rhye» - первый хит-сингл коллектива, финал которого словно исполнен подвыпившей компанией.
Стиль группы на этом этапе стал очевиден: многослойные вокальные партии и многочисленные гитарные наложения будут отличительными особенностями студийных записей Queen.
Примечательна обложка пластинки, выполненная в готическом жанре: простая, но высокохудожественная находка - этот снимок станет своеобразным символом ансамбля.
Фотограф Мик Рок, вспоминая о работе над обложкой диска, поясняет, что «для меня квины смотрелись мифологически, они выглядели как фантастические существа, химеры из мира прерафаэлитов. Фредди сразу сказал, что они бы хотели поддержать на обложке концепцию самого альбома с делением на черное и белое, и потому во время гастрольного тура придерживались ее, одеваясь только в черное или белое».
В ноябре 1973 года перед съемками Рок показал группе несколько фото Марлен Дитрих, собираясь использовать данный образ в фотосессии. Меркьюри согласился.
Мэй считает «Queen II» лучшим альбомом группы.
Р. Тэйлор: «Не думаю, что в этом альбоме мы похожи на кого-либо еще. Наша группа обрела свою индивидуальность, мы просто делали то, что делали. Мы начинали использовать студийное оборудование по полной программе относительно наложений и вокала. В альбоме было большое количество сложнейших аранжировок».
Б. Мэй: «В определенном смысле, с творческой точки зрения, это был наш самый значительный шаг вперед».
«Мы с Фредди подолгу обсуждали, как выстроить альбом. Идея записать Черную и Белую стороны, упоминания о королевах – все это давно крутилось у нас в головах».
Р. Тэйлор: «Напряжение было сильным. Мы использовали клавесин и пианино хонки-тонк. Я играл на каком-то странном малом военном барабане. Мы впервые воспользовались эффектом проигрывания пленки в обратную сторону. Это была поистине экспериментальная пластинка».
Б. Мэй: «Мы старались втиснуть весь мир в две стороны виниловой пластинки. Этот альбом необычен, мы сознательно сделали его таким. В «Sheer Heart Attack» есть постоянный фокус, и это очевидно, в то время как в «Queen II» заложена бесконечность, в которой можно утонуть».
Р. Тэйлор: «На самом деле, нас больше всего волновала наша собственная музыкальная честность. Ее мы и пытались обозначить».
«Сейчас это покажется жутко немодным, но мы хотели, чтобы все звучало мощно и пышно».