Издание Ultimate Classic Rock подготовило материал к юбилею первого визита Битлз в США. Статья рассказывает о том, как дебют группы в «Шоу Эда Салливана» вдохновил 25 будущих рокеров.
«Когда Битлз выступили в «Шоу Эда Салливана» 9 февраля 1964 года, они полностью изменили траекторию музыки и культуры в нашем понимании. Более 73 млн американцев смотрели тем вечером Битлз, около 38% от населения страны на тот момент», — говорится в материале.
Среди зрителей были и будущие рок-звезды, на многих из них легендарное выступление оказало серьезное влияние. Первый концерт ливерпульской четверки был не просто сигналом к началу Британского вторжения, это был переломный момент в истории восхождения крупнейшей рок-группы. К тому времени шумиха вокруг битлов уже развивалась в Великобритании, но настоящий феномен битломании не начался, пока Битлз не оказались в передаче Салливана.
Издание выбрало фрагменты из интервью, взятых у 25 музыкантов в разное время и в разных СМИ. В этих беседах музыканты делились воспоминаниями о том, как на них повлиял тот исторический эфир.
Том Петти: «Думаю, в тот вечер (на битлов) смотрел весь мир. Казалось именно так. Вы просто это знали — сидя в вашей гостиной, что все вокруг вас начинает меняться. Это как будто переход с черно-белого на цвет. Правда. Помню, тем же днем, чуть раньше, мимо меня проезжал парень на велосипеде, и он сказал, что сегодня вечером по телевизору покажут Битлз. Я не знал его, он не знал меня, и я сказал себе: «Это должно что-то значить». (Битлз) вышли и просто нокаутировали меня. Услышать их по радио уже было здорово, но наконец-то увидеть, как они играют, это было потрясающе».
Джин Симмонс: «Если бы не Битлз, то я бы совершенно точно не занимался тем, чем занимаюсь сейчас. Я смотрел «Шоу Эда Салливана и увидел их. Эти худющие пареньки, андрогинные, с длинными волосами как у девчонок. Меня ошарашило, что эти четыре парня из ниоткуда могли создавать такую музыку. Потом они заговорили и я задался вопросом, о чем они говорят. Мы никогда не слышали ливерпульский акцент. Я считал, что все британцы говорят как королева».
Брюс Спрингстин: «Это было что-то другое, это изменило положение дел. Четыре парня играют и поют, пишут собственный материал… Рок-н-ролл пришел ко мне домой, откуда, казалось, нет выхода, и открыл целый мир возможностей».
Билли Джоэл: «Одно то выступление изменило мою жизнь… До того момента я не рассматривал рок в качестве карьеры. А когда я увидел четырех парней, которые не выглядели так, как будто они сошли с голливудской фабрики звезд, которые играли собственные песни и на собственных инструментах… И особенно потому, что вы могли видеть это в лице Джона Леннона, он выглядел так, как будто всегда говорил «F… you!», я сказал себе: «Я знаю этих парней, я почувствовать с ними что-то общее, я и есть эти парни. Вот что я буду делать — я буду играть в рок-группе».
Марки Рамон: «Мне было всего 12 лет, когда я впервые увидел их в «Шоу Эда Салливана». Я играл в игрушки, и когда я зашел в гостиную, их показывали по ТВ. Они были очень энергичными, особенно Ринго, и именно он стал тем, кто вдохновил меня играть на барабанах. Технически он не был великим, но он был очень классным, и благодаря ему я выбрал путь ударника. Они были первой группой, создававшей собственную музыку. Битлз произвели на меня большое впечатление».
Джо Перри: «Увидеть их по ТВ походило на национальный праздник. Что называется, событие. Я никогда не видел, чтобы парни выглядели так классно. Я уже слышал их песни по радио, но не был готов к тому, какими мощными и абсолютно завораживающими они были при просмотре. Это полностью меня изменило. Я понимал, что тем вечером в мире что-то изменилось. На следующий день в школе могли говорить только о Битлз. Нам, парням, приходилось делать вид, что ничего не произошло, потому что девчонки были в таком восторге, что они рисовали сердечки в своих тетрадках — «Я люблю Пола», вот в этом духе. Но полагаю, у парней было молчаливое согласие в том, что нам тоже понравились Битлз. Мы просто не могли это высказать».
Нэнси Уилсон: «В райском небе сверкнула молния и ударила нас с Энн, когда мы впервые увидели Битлз в «Шоу Эда Салливана»… Было столько предвкушения и шума по поводу Битлз, по поводу того, что это грандиозное событие, как высадка на Луну. Это был момент, когда мы с Энн почувствовали желание стать рок-музыкантами. В тот момент мне было лет семь — восемь… Они действительно шли вразрез с моралью тех времен. Это сейчас кажется смешно, потому что это было начало их карьеры и они по-прежнему носили костюмы. Но моя сексуальность прорывалась по всем швам… Однако мы не хотели выйти за них замуж, ничего такого — мы хотели быть ими. Мы сразу начали устраивать концерты на воображаемых гитарах в гостиной, подделывать английский акцент, изучать все фанатские журналы. Энн всегда была Полом, а я в основном Джорджем или Джоном».
Гедди Ли: «Внезапно моя сестра оказалась на коленях на полу у телевизора, она плакала и тянулась к экрану, как будто могла дотронуться до великолепной четверки и заполучить одного из них только для себя. Помню, как я мысленно смеялся и думал, что с ней не так. Но на меня произвело определенное впечатление то, как на нее воздействовал рок-н-ролл. Нужно ли говорить, что наши родители были в исключительной степени не впечатлены. Однако рок-н-ролл вошел в наш дом, и, как говорила мама, «остальное — история».
Рик Нильсен: «Они полностью изменили музыку, особенно в Америке. Они изменили и меня. До тех пор я был просто ударником. Но я стал большим фанатом, сингл Please Please Me появился у меня за год до того, как кто-то еще в США услышал о Битлз».
Лу Грэмм: «Никогда не забуду, как смотрел (Битлз) в прямом эфире в «Шоу Эда Салливана» во время их первой поездки в Америку. Чувствовался восторг, исходящий из нашего маленького черно-белого экрана. Помню, как тайком взглянул на маму и папу тем вечером, я заметил, что они усмехаются. Папа качал головой, его презрение было очевидным. Он относился к этому как к сгустку шума, без какой-либо долговременной ценности, просто как к увлечению, которое вскоре исчезнет. Но шоу продолжалось, и я увидел, как матери понравилась одна из любовных песен в исполнении Леннона и Маккартни».
Ричи Самбора: «Одно из моих самых ранних воспоминаний — как я сижу, положив ногу на ногу, на полу в гостиной дома, где я вырос, и смотрю черно-белый телевизор, смотрю на Битлз в «Шоу Эда Салливана». Мне было пять лет, и помню, как я подумал: «Вау, вот чем я хочу заниматься». Знаю, что это звучит абсурдно — большинство пятилетних мальчиков говорят, что хотят быть пожарными, полицейскими, бейсболистами или даже президентами. Не я. Я хотел быть одним из Битлз… Видя реакцию, которую Битлз получали от девушек… какой парень не скажет, что хочет именно этого?»
Стивен Ван Зандт: «Это было главное событие моей жизни. Это точно было важное событие и для многих других, понимали они это тогда или нет. Для меня, это было не менее впечатляющим, чем высадка инопланетян на Землю… Сегодня не найти эквивалента (тому событию), тому телешоу, которое смотрели буквально все. Люди всех возрастов, всех этнических групп — все (смотрели) черно-белый 14-дюймовый экран… Это было их звучание, их вид, их поведение. Это было много всего. (Наступило) время посмотреть на вещи по-другому, поставить кое-то под вопрос. Все было новым».
Крисси Хайнд: «Я точно помню, где я сидела. Это было потрясающе. Как будто сдвинулась (земная) ось. Помню, как впервые увидела 45-' в ящике для записей в магазине низких цен, где закупались мои родители, и как я держала (пластинку) в своих руках. Это напоминало вторжение инопланетян. Если вы были маленькой и невинной, это давало вам новый путь к сексуальности. Она могла стать более церебральной. Вам не нужно было трогать чьи-то прыщи… (На следующий день) все мальчишки уложили волосы вперед и сделали челки! И я тоже! Я больше не могла накручивать волосы на бигуди. Я распрямила их и выстригла пряди. Да, это было нечто».
Стив Люкатер: «Когда Битлз появились у Эда Салливана, жизнь перешла из черно-белого в цвет, как в «Волшебнике страны Оз». И я не могу не видеть иронии в том, что играю в группе под названием Toto».
Гэри Россингтон: «Мы видели Битлз у Эда Салливана, как и все остальные представители нашего поколения, мы все были потрясены и хотели создать рок-н-ролльную группу. Но потом мы решились на это всерьез, и у нас появилась мечта кем-то стать, оставить след».
Кенни Логгинс: «Я предпочитал фолк, моим главным героем был Боб Дилан — пока я не увидел Битлз у Эда Салливана. Когда появились Леннон и Маккартни, атмосфера совершенно изменилась. Тем вечером моя мать рассказала мне о Битлз у Эда Салливана. Я никогда не слушал ее советов по поводу того, каких музыкантов смотреть — она же моя мать! Но она сказала: «Есть группа, о которой я слышала, все о них говорят». Что-то заставило меня посмотреть, кто же это был. Это изменило жизнь всех музыкантов той эпохи, с которыми я когда-либо общался. Увлечение фолк-музыкой ушло в прошлое. Я купил электрогитару и начал попытки сочинять в их стиле».
Ди Снайдер: «Мне было восемь лет, когда она ( песня «I Want To Hold Your Hand») вышла. Услышав ее по радио, а потом увидев то легендарное выступление в «Шоу Эда Салливана», всё, я хотел стать битлом. Я быстро понял, что на самом деле не смогу стать битлом, но я смогу стать рок-звездой, и этот план никогда не менялся».
Марк Мазерсбо: «Битлз у Эда Салливана позволили мне решить, что именно этим я хочу заниматься. Если вы послушаете первую песню на первой записи Devo, я начинаю «Uncontrollable Urge» практически с такого же вступления, как у «I Want To Hold Your Hand». В песне есть деконструированное «yeah yeah yeah», что не осталось не замеченным Джоном Ленноном. Он как-то пришел на шоу Devo в Max’s Kansas City. Сцена там расположена далеко, то есть вам нужно дождаться, пока все не разойдутся, чтобы упаковать свою аппаратуру и поехать домой. Помню, одним вечером, на нашем втором или третьем выступлении там, (из клуба) выходил пьяный Джон Леннон с Иэном Хантером из Mott The Hoople, они держали друг друга, так вот, он осмотрелся, а я сидел на пассажирском кресле Econoline, где собирался тогда заночевать. Он подошел, просунул голову так, что мы оказались лицом к лицу, от него еще разило пивом, и он такой: «Yeah yeah yeah yeah!» — прямо мне в лицо. Моя реакция — ОК, теперь я могу умереть и я попаду в рай».
Джордж Торогуд: «Скажу так — как же гениально поступил Брайан Эпстайн, когда он устроил Битлз в «Шоу Эда Салливана». Они очень постарались, чтобы попасть туда. Они работали часами в течение двух или трех дней до того, как вышли в эфир, чтобы все получилось совершенно. Они считали, что это их шанс, и они постараются изо всех сил. Самое толковое, что можно сделать на телевидении, так это поставить на первой песне самого симпатичного парня в группе вперед, чтобы никто не выключил. Когда Пол Маккартни подошел к микрофону в «Шоу Эда Салливана» и спел «Close your eyes and I’ll kiss you», в этот момент изменился весь мир. Их следующей песней стала «Till There Was You» из The Music Man. Это покорило взрослых. Это было что-то более консервативное. За этот короткий период в шесть минут Битлз завоевали мир».
Кевин Кронин: «Я был слишком юн, чтобы понять всю шумиху вокруг Элвиса. Он нравился моим няням, но не мне. Поймите меня правильно, я понимаю, почему его считают культовым, но это никогда меня не трогало. Но в один воскресный вечер, когда я был дома, смотрел семейный черно-белый телевизор, когда в эфире было «Шоу Эда Салливана», я увидел Битлз. Они изменили мое отношение. Я тогда понял, что хочу сделать со своей жизнью. Из-за того просмотра в моей душе что-то щелкнуло».
Дуг Клиффорд: «Большое влияние оказал просмотр Битлз у Эда Салливана. Они были квартетом, и мы сказали друг другу — о, мы можем это сделать. Если эти парни из Англии могут выйти и играть рок-н-ролл, то и мы тоже. Мы купили парики как у Битлз. Мы пошли в театральный магазин, и думаю, что тогда это были парики как у «Трех балбесов».
Эллиот Истон: «Мне было 10 лет, когда Битлз выступали в «Шоу Эда Салливана», и я уже играл на маленькой гитаре. Увидеть парня, который стоял в сторонке, смотрел на гитару, играл свои аккорды — для моего впечатлительного ума это определило понятие соло-гитары. Тогда я уже знал, что именно этим я хочу заниматься в жизни».
Микки Доленц: «Помню, как смотрел Битлз у Эда Салливана. Я сидел в машине. Мой приятель смог достать портативный черно-белый телевизор, о котором мы никогда даже не слышали. Его подключали к автомобильному прикуривателю, а на крышу машины ставили V-образную антенну. И можно было смотреть ТВ. Картинка и звук были ужасными. Но мы сидели в нашей местной гамбургерной, в придорожном кафе, где официанты по-прежнему работали на роликах, чтобы подать вам бургеры, и все говорили о Битлз у Эда Салливана… Я отчетливо помню, как смотрел Битлз в том шоу».
Майк Портной: «Большинство людей говорят об игре на ударных, о том, как они увидели Битлз у Эда Салливана, как это изменило их жизнь и как они поняли, кем хотят быть. Я увидел Битлз и сказал себе — ОК, этот парень Джон стоит, этот парень Пол стоит, этот парень Джордж стоит… Вот! Этот парень Ринго сидит! Вот, чем я хочу заниматься! Я хочу зарабатывать сидя!»
Дайан Уоррен: «Как и миллионы других ребят, я помню, как смотрела на них в «Шоу Эда Салливана». Это было как молния. Я заставила маму купить мне «Meet The Beatles» на следующий же день. Думаю, это мой первый альбом в жизни. Полагаю, весь мир отправился за альбомом Битлз сразу, как взошло солнце на следующий день».