Пластинка представляет историю юного мода Джимми, проходящего через ряд перипетий: наркотики, личную драму, череду уличных драк, конфликты с родителями, бесполезные работы.
В центре повествования – душевная неустроенность главного героя, его тоска, отсутствие четкой жизненной цели, все то, что не соответствовало духу бригады модов, в которой он состоял.
В Джимми нашли отражение характеры участников the Who: уличного заводилы, мыслителя, чувствительного человека и маньяка, отсюда и название альбома.
Пит Таунсенд пояснял, что Джимми – это типичный образ рок-фэна, в котором, словно в капсуле, собраны черты музыкантов коллектива, перед которым он преклоняется.
Особенностью пластинки является рассказ об эпохе модов, изложенный через призму звучания the Who в 70-х, причем саунд предстает наиболее богатым в дискографии коллектива: в нем присутствуют размах, симфонический налет, а также великолепные вкрапления духовых, написанные и исполненные Джоном Энтуислом.
П. Таунсенд: «Все, что Джон сыграл на великом множестве духовых инструментов, очень хорошо сочеталось с моими синтезаторными и фортепианными аранжировками.
У всех участников the Who была одна замечательная особенность: когда создавалась музыка, они в нее вслушивались. Это признак великого музыканта, даже если он, как, например, Кит Мун - барабанщик, который вечно опаздывает. Он слушал очень внимательно, а то, что он играл, идеально вписывалось в мои песни. Роджер пел, как разъяренный медведь. Его «Love, Reign O'er Me» никто никогда не сможет превзойти».
«Quadrophenia» явилась повестью о молодежи 60-х, поведанной рокерами из 70-х, которые сами пережили многое из описанного в альбоме, поэтому это история настолько же о самих the Who, насколько и о Джимми.
П. Таунсенд: «Я переживал насчет группы в то время (летом 1972 года). Нам всем ужасно надоело играть на сцене только «Tommy», да три песни с «Who`s Next». Я хотел создать замену «Tommy», создать наше следующее сценическое представление. Думаю, остальные ребята в группе тоже испытывали этот зуд.
Мы всегда делали что-то оригинальное, непохожее на предыдущие работы, но тогда, в 1972 году я чувствовал, что у меня есть всего одна последняя возможность сделать нечто такое, что сплотило бы нас и увеличило бы наш вес в глазах почитателей the Who».
Концертный вариант альбома не был принят публикой в 70-х из-за непростой сюжетной линии и тяжести воспроизведения эпопеи на сцене, из-за чего Таунcенд в гневе разгромил массу аппаратуры и разбил две гитары на выступлении в Ньюкасле в 1973 году.
Однако в 90-х представление «Quadrophenia» было возобновлено, а в 2011 году вышел пятидисковый бокс-сет с демо-записями и прочими материалами, не вошедшими в оригинальный альбом.
П. Таунсенд: «Только в 1996 и 1997 годах наконец прошли концерты, которые я хотел дать в 1973 году. Роджер стал прекрасным творческим союзником, который превратил действо в настоящую театральную драму».
«Я всегда гордился этим альбомом, а «Drowned» и «Love, Reign O'er Me» - две из моих лучших песен».