Как это часто бывает с музыкальным соперничеством, большую часть разногласий между Битлз и Роллинг Стоунз придумали в редакциях разных СМИ, пишет Ultimate Classic Rock. И хотя нет дыма без огня, таких противостояний было мало. Редким было и сотрудничество двух групп.
Оба коллектива появились на относительно небольшой музыкальной сцене, сконцентрированной на нескольких улицах в Лондоне в начале 1960-х годов. Иногда битлов и роллингов видели вместе — возможно, они обсуждали свои попытки достичь успеха. Нередко у них были одни и те же сессионные музыканты, самый известный из которых — клавишник Билли Престон, а также студийные работники, например, Глин Джонс.
«I Wanna Be Your Man»
Пример того, насколько простой и непринужденной была британская рок-н-ролльная сцена до «большого взрыва». Песня Джона Леннона и Пола Маккартни стала вторым синглом Роллинг Стоунз в результате случайной встречи на одной из лондонских улиц в 1963 году. Существуют разные версии, но точно то, что Джон и Пол, узнав, что роллингам нужна новая песня, отправились вместе с менеджером Эндрю Лугом Олдемом в студию, где работали Мик Джаггер и компания, и закончили песню.
«К тому времени мы их уже знали. Мы репетировали, и Эндрю привел Пола и Джона на репетицию. Они сказали, что у них есть эта мелодия», — вспоминал впоследствии Джаггер. По его словам, в то время мелодии давались Леннону и Маккартни очень легко: «Они ее сыграли, и мы решили, что она звучит довольно коммерчески. Именно это нам было нужно».
Сингл вышел в ноябре 1963 года, занял в чартах 12-е место и стал первым хитом роллингов, попавшим в топ-20. Кроме того, «I Wanna Be Your Man» — первая песня, прозвучавшая в шоу Top of the Pops, которое было запущено 1 января 1964 года. Также Мик Джаггер и Кит Ричардс говорили, что опыт, полученный во время наблюдения за созданием «I Wanna Be Your Man», вдохновил их на формирование собственного творческого партнерства.
По словам Маккартни, изначально «I Wanna Be Your Man» была предназначена для Ринго Старра, который исполнил свою версию на втором альбоме группы «With the Beatles», вышедшем также в ноябре 1963 года. В 1980 году Леннон отмечал, что «это были отбросы»: «Единственные две версии песни — в исполнении Ринго и Роллинг Стоунз. Это говорит о том, как «много» значения мы этому придавали, мы же не собирались отдавать им что-нибудь хорошее, понимаете?»
«Money (That’s What I Want)»
Это больше взаимное влияние, чем сотрудничество, но тем не менее. Оригинальная версия песни в исполнении Барретта Стронга стала первым хитом для лейбла Motown, заняв 23-е место в чартах в 1960 году. В Британии это не был хит, но битлы нашли запись в музыкальном магазине Брайана Эпстайна и сделали кавер во время своего провального прослушивания в Decca Records в 1962 году. Также композиция вошла в альбом «With the Beatles» (1963). Неизвестно, были ли какие-то закулисные слухи вокруг этой песни, но роллинги сделали свою версию за две недели до выхода битловского LP. Она была выпущена в январе 1964 года в составе The Rolling Stones EP.
«Yellow Submarine»
1 июня 1966 года битлы занимались тем, что добавляли звуковые эффекты к песне «Yellow Submarine». В числе принимавших участие в работе — Брайан Джонс, близкий друг Леннона и Маккартни. Его можно услышать на бэк-вокале, также он отвечал за звон бокалов.
«You Know My Name (Look Up the Number)»
Брайан Джонс участвовал еще в одной битловской сессии в июне 1967 года. «Мы думали, что он принесет гитару. Но он открывает кофр, а там — саксофон», — вспоминал Маккартни. По его словам, партия у Джонса получилась не особо хорошей, но именно это и было нужно битлам. Это оказался последний раз, когда они пересекались с Брайаном, чье поведение становилось все более непредсказуемым.
«Baby, You’re a Rich Man»
Леннон соединил два незаконченных трека и получилась песня «Baby, You’re a Rich Man», которая вышла в качестве би-сайда «All You Need is Love» в июле 1967 года. Одну из сессий посетил Джаггер, поэтому его можно услышать на бэк-вокале ближе к концу трека. Возможно, этот опыт вдохновил Мика на то, чтобы последовать за психоделической концепцией, которую уже приняли битлы на недавно законченном «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band». Некоторые впоследствии и вовсе обвиняли Джаггера в попытках скопировать работу битлов.
«We Love You»
Когда Роллинг Стоунз работали над альбомом «Their Satanic Majesties Request» (1967), они решили выразить благодарность фанатам, которые продолжали в них верить во время недавних арестов, связанных с наркотиками. Получилась песня «We Love You». Она была выпущена в августе 1967 года как «осознанная отсылка» к битловской «All You Need is Love». На бэк-вокале можно услышать Леннона и Маккартни, а на одной из версий обложки альбома изображены все участники Битлз (в ответ на упоминание роллингов на обложке Sgt. Pepper).
«Yer Blues»
The Rolling Stones Rock and Roll Circus — единственный случай, когда участники обеих групп выступили вместе на сцене. Джон Леннон и Кит Ричардс сыграли битловскую «Yer Blues» в составе группы Dirty Mac 11 декабря 1968 года. Им помогали Эрик Клэптон, Йоко Оно и Митч Митчелл. Джон выбрал для себя псевдоним Уинстон Лег-Тай, а само название группы — это пародия на Fleetwood Mac.
«I Saw Her Standing There»
Еще один пример, доказывающий, что между гигантами британской музыки больше связи, чем разобщения. Джаггер вводил Битлз в Зал славы рок-н-ролла в 1998 году, всего через два года после первой церемонии. Церемония была слабо организована, Маккартни отказался прийти, а Старр был явно нетрезв. Все остальные, в том числе Брюс Спрингстин, Нил Янг и Боб Дилан, вышли на сцену для завершающего джема, и Джаггер исполнил куплет «I Saw Her Standing There».
Во время своей речи Мик также отметил, что в ранние годы у них было большое соперничество и небольшие трения, но в итоге они всегда оставались друзьями, и для него большая честь вводить битлов в Зал славы рок-н-ролла.