Колоссальный «Made In Japan» вначале не планировалось издавать в Европе и США. Когда японские продюсеры предложили Purple записать концертный альбом, музыканты отказались, поскольку «концерт может получиться как блестящим, так и невразумительным» (Гловер).
Но затем группа согласилась, поставив условие: запись контролируется самими музыкантами и звукоинженером DP и выходит только в Японии. Однако прослушав записанный материал, все остались более чем довольны результатом, во многом благодаря саундпродюсеру Мартину Берчу.
Альбом запечатлел ансамбль «на пике своей мощи» (Лорд), передав сверхъестественную энергетику сценического действа, создаваемого Purple.
Ураганная «Highway Star», звучащая со скрежетом и ритмом железного сердца «основного механизма», заряжена хрестоматийными гитарным и органным соло, сыгранными с изрядной долей гениальной импровизации, и ведомая мощнейшим, уносящимся ввысь вокалом.
«Child in Time»... Тяжело было превзойти студийную версию этого титанического произведения, но Гиллан исполнил свою сложнейшую партию с блеском, а его коллеги сумели воссоздать должную драматическую атмосферу в «живой» версии.
Гимн классического харда «Smoke on the Water» стал таковым именно в концертном варианте: воплощенный на сцене с большей громкостью и жесткостью, с изобретательными экспромптами ближе к финалу песни.
Отдающая психоделией «The Mule» в основном предоставлена в распоряжение Пэйса, исполнившего изощренное барабанное соло с характерной для него тонкостью, причем сам ударник считает эту работу одной из лучших в принципе.
«Strange Kind of Woman» примечательна феноменальными пассажами Блэкмора, а также гитарными и вокальными фразами, которыми обменивались гитарист и вокалист, переходящими в крещендо финала.
«Lazy» являет Purple в своей стихии абсолютно свободного музицирования, которое возможно лишь в случае виртуозного владения инструментами и нестандартного музыкального мышления.
Риффовая, ритмичная «Space Truckin'», словно созданная для представления вживую, уводит в дебри искусных экспромтов, представляя многомерное звуковое полотно.
И. Пэйс: «Вероятно, «Made In Japan» вообще лучший концертник всех времен и народов. Это такой образчик новаторства, когда ты стоишь на краю перед новым и неизведанным; плюс грандиозная игра и фантастическое звучание – настолько, что никто и близко рядом не стоял. Это прекрасный документ, часть нашей истории. За тот год я сыграл около сотни соло, и лучшее из них, скорее всего, в «Made In Japan» . Все это запросто могло произойти на любом другом концерте, но те концерты не были записаны. Все сошлось воедино именно для этой записи».
«В своём роде это по-прежнему, пожалуй, лучший концертный рок-н-ролльный альбом из когда-либо созданных. И это с учётом всего, что сделали Led Zeppelin, всего, что могли сделать Black Sabbath, Bad Company, Free... Это превосходное инновационное исполнение, жизнь на грани и великолепная игра с фантастическим звуком, ни одна работа и близко к нему не подобралась».
Р. Блэкмор: «Идея живого альбома - достичь как можно более естественного звучания всех инструментов при энергетической поддержке публики, которая способна вытянуть из группы такое, что она никогда не смогла бы создать в студии».
Такой исполин, как «Made In Japan» стал эталоном концертного исполнения, увековечив талант Purple как искуснейших инструменталистов и композиторов и утвердив образец вокала, неимоверно могучего и эстетичного одновременно. Даже полвека спустя неистовая энергия этого альбома сметает все вокруг потоком из железного сопла.
В истории рока достаточно великих концертников (Beatles «Live at the Hollywood Bowl», Uriah Heep «Live`73», Queen «Live Killers», Jethro Tull «Bursting Out», The Who «Live at Leeds», Black Sabbath «Live at Last»), но именно «Made In Japan» остается чем-то идеальным.