Четвертый том черносубботенцев обозначил новый, более прогрессивный этап в их творчестве: после музыкального «железа» первых трех альбомов, звучавших, как удары молота по наковальне, «Vol.4» получился более изощренным в мелодическом плане, не утратив при этом тяжести саунда.
Открывающая диск «Wheels of Confusion» отличается многочастной структурой и особыми звуковыми эффектами, а также знатным финалом с участием клавишных и акустической гитары.
Далее следуют мелодичная «Tomorrow`s Dream» и нехарактерная для группы баллада «Changes», аккомпанемент которой состоит только из партий рояля и меллотрона.
Центральной песней альбома стала «Snowblind» - феноменальная композиция со сменами ритма и эмоциональным гитарным соло, посвященная некоему порошкообразному веществу, как стимулятору свободного творчества. Однако смысл песни можно воспринимать двояко, в том числе как вдохновенный зимний гимн, пронизанный холодом: текст бесконечно поэтичен, и от него веет морозом...
Великий рифф «Snowblind» был придуман Батлером, который впоследствии утверждал, что музыка ему приснилась…
Пластинку поначалу планировалось назвать «Snowblind», но рекорд-лейбл, «пронюхав», в чем суть намека песни, воспрепятствовал этому, и диск пришлось обозначить как «Том четвертый».
«Во время записи мы употребили целую гору этого зелья», - вспоминал Осборн, а Айомми добавляет, что не хотел бы через это пройти вновь, хотя в творческом плане это было замечательное время.
Общую картину дополняют гнетущая «Cornucopia», громовая «Supernaut», а также элегантный инструментал «Laguna Sunrise» с акустическими гитарами и ритмичная «St. Vitus’ Dance».
Тексты альбома по прежнему изобилуют мрачными материями, однако акцент сместился в более личную сторону – от «Wheels of Confusion», название которой можно перевести как «Механизм разрушения иллюзий», до заключительной «Under the Sun» (с угрюмым, вязким вступлением и искусным эпилогом со сдвоенной гитарой), призывающую жить по-своему, верить в себя и избегать влияния окружающих - примитивистов: «I just believe in myself, 'cause no one else is true».
Т. Айомми: «Альбом "Vol.4" настолько сильно отличался от того, что мы делали прежде, что казалось, будто мы перепрыгнули через альбом. Он был совершенно другим, особым, он не стал продолжением прежних альбомов и не последовал их примеру, потому что мы пытались зайти слишком далеко. Мы достигли в нём предела, которого хотели».
Оззи: «Мы обнаружили, что под порошком каждая мысль, каждое слово, каждое предложение становилось самым сказочным и удачным в твоей жизни.
Мы валяли дурака в доме № 773 на Страделла-роуд в Бель-Эйре, арендованном особняке 1930-х годов так, что удивительно, как вообще что-то сочинили. Одним коксом мы там не ограничивались. С пивом тоже был полный порядок».
«Несмотря на всю эту катавасию, с точки зрения музыки, несколько недель в Бель-Эйре оказались для нас самыми продуктивными. Что до меня, то я считаю, что «Snowblind» — один из лучших альбомов Вlаск Sabbath, но звукозаписывающая компания не дала нам оставить название, они не хотели скандалов. Ну, не спорить же из-за этого».
«Но мы по-прежнему были преданы своей музыке. В первую очередь, мы создавали ее для себя, а потом уже для всех остальных. Если другим тоже понравится — отлично, это приятный бонус. Именно так у нас получались песни вроде «Changes», которые не похожи ни на что, сочиненное до этого. Когда люди слышат о группе Black Sabbath, то сразу думают только о тяжелом саунде. Но для нас это было нечто большее — особенно когда мы начали уходить от черной магии и прочего дерьма».