Основатель Mersey Beat Билл Харри в беседе с The Shortlisted поделился воспоминаниями о Битлз и Ливерпуле.
В частности, он высказался о том, почему именно в Ливерпуле возникла такая мощная музыкальная среда в 1960-х годах: «Что по сути произошло, так это то, что Ливерпуль был местом, где царила ужасная бедность. В конце 1950-х общество было таким, что молодых людей воспринимали как преступников. Если вспомнить все фильмы, которые выходили в то время, то можно назвать I Was a Teenage Monster и тому подобное, то есть все, что касалось подростков, было негативным. Были фильмы о Ливерпуле, где всех тинейджеров показывали хулиганами, и так же к молодежи относились газеты».
По словам Билла, было время, когда никто не писал о музыке в Ливерпуле, и он начал обращаться в национальные музыкальные газеты, отмечая, что его город походил на Новый Орлеан, только вместо джаза там царил рок-н-ролл. Харри задавался вопросом, почему это произошло, но никто не отвечал. Северной столицей по-прежнему считался Манчестер, а у Ливерпуля ничего не было — ни музыкальных издателей, ни настоящих менеджеров: «Но сами ребята просто любили музыку из-за музыкального наследия — огромного ирландского музыкального наследия. Ливерпуль часто называют Северным Нэшвиллом, потому что у нас были группы в жанре ду-уоп, как The Chants, у нас была лучшая в Британии фолк-группа The Spinners, в общем, была целая среда фолк-музыки, крупнейшая среда кантри-музыки за пределами Америки». Также Билл отметил поэтические достижения уроженцев Ливерпуля в 1960-х годах — Роджера Макгофа, Брайана Пэттена и Эдриана Генри.
«Таким образом, у нас были поэты, группы в жанрах кантри и фолк, афроамериканская музыка, абсолютно все, и они играли в церквях, синагогах, кинотеатрах, подвалах, везде», — сказал Харри. По его словам, всего в городе насчитывалось более 300 площадок, где можно было выступать, так что сцена была уникальной, но никто за пределами Ливерпуля об этом не знал, да и местные газеты не особо интересовались такой темой.
Отличительной особенностью музыкальной сцены 1960-х годов Билл также назвал то, что это было целое сообщество — что в Ливерпуле, что в Лондоне. Музыканты знали друг друга, влияли друг на друга, общались, дружили, в этой же среде находились менеджеры, журналисты и другие представители индустрии.
Что касается Mersey Beat, то по словам Харри, он понимал, что происходит, и начал ставить заголовки в духе «Лондон, посмотри на север», писать о том, что у каждого места есть своя музыкальная сцена. Поэтому к Биллу стали приезжать люди, например, из Бристоля, чтобы научиться выпускать собственные газеты. Через пару лет по всей стране издавалось более 20 музыкальных изданий, основанных на Mersey Beat. Среди них — Scottish Beat, Midlands Beat и Southend Beat: «И вдруг группа The Animals из Ньюкасла выступила в The Cavern в Ливерпуле, как и другие группы из Манчестера и Шеффилда, Дейв Берри, Herman’s Hermits и The Hollies, и всем в The Cavern были рады». Харри добавил, что региональные издания стали писать о своих артистах, потому что лондонские СМИ рассказывали о группах, попадавших в хит-парады, а на новые таланты не обращали внимания.
«Я просто писал о людях и группах, у которых был талант, а также я не использовал стандартные фотографии, как лондонские музыкальные газеты, к примеру, довольно статичные студийные снимки. Я говорил моим фотографам идти и снимать Битлз и все другие группы во время выступления, пока они на сцене. Или же ходить с ними по городу, пытаться сделать другие фотографии, другие изображения», — вспоминает Билл. Другой подход он использовал и в отношении интервью.
Еще одна история, которой поделился Харри, посвящена Брайану Эпстайну: «6 июля 1961 года я пришел в NEMS и попросил позвать менеджера. Спустился стильный мужчина — это был Брайн Эпстайн. Я спросил, не возьмет ли он какое-то количество копий, он посмотрел на нашу газету и сказал, что они возьмут дюжину. А когда я в тот день вернулся в офис, то раздался звонок, и это был он, весьма удивленный, что весь запас был очень быстро распродан. Он хотел еще. И в случае со вторым номером он заказал 144 копии, а также попросил меня прийти на встречу в офис». Вся первая полоса была посвящена Битлз в Гамбурге.
По словам Билла, Брайан заметил, что у газеты не было музыкального обозревателя, и выступил в такой роли в третьем номере (3 августа 1961 года).
Как сообщил Харри, в том же месяце Боб Вулер написал большую статью о Битлз, о том, как группа невероятна. Единственным другим материалом на той же странице была реклама от Эпстайна. «Потом Брайан дважды приглашал меня в The Basnett Bar на Баснетт-стрит, чтобы обсудить группы и все, что происходит, он был взбудоражен. Он не подозревал о существовании такой сцены, хотя The Cavern находился всего в 100 ярдах от его музыкального магазина. А Битлз были в каждом номере. Боб Вулер приходил ко мне в офис и говорил, что мы пишем так много о Битлз, что нам нужно переименоваться в The Mersey Beatles. Я решил, что это хорошая идея, и ввел регулярную рубрику Mersey Beatle», — продолжает Билл.
В итоге, Эпстайн сказал Харри, что хочет посмотреть на эту группу, и Билл все устроил: «Это было в ноябре 1961 года». Как подчеркнул Харри, Брайан очень вскользь упомянул об этом периоде в книге («Юноша пришел в магазин и попросил запись». — A Cellarful of Noise (1964)), тогда как на самом деле они обсуждали Битлз в течение четырех месяцев: «По крайней мере Пол Маккартни в своей биографии говорит, что Брайан открыл Битлз через Mersey Beat… Пол знает, ведь он был там. Но, конечно, Филип Норман, автор, говорит, что проблема с Брайаном Эпстайном в том, что он не любил признавать или отдавать должное кому-то еще».
Билл рассказал и о своем знакомстве с Джоном Ленноном и Стюартом Сатклиффом. Оно состоялось в художественном колледже: «Все говорили об этом талантливом парне, по-настоящему талантливом художнике Стюарте Сатклиффе. Я подумал, что раз меня интересуют творческие люди, я должен с ним познакомиться. Так что я познакомился со Стюартом и его другом Родом Мюрреем. А потом я как-то сидел в столовой колледжа, и вошел этот парень, и меня удивило, что он выглядел как стиляга. Я подумал: «Минуточку». Осмотрелся и увидел, что все студенты арт-колледжа, которые, казалось бы, должны бунтовать, они все были в свитерах с высоким воротом и полупальто. А он был стиляга, он был другой. Я подумал: «Он определенно бунтарь, он именно тот, которого я должен знать». В общем, я представился Джону Леннону, и мы сали друзьями. Я брал его в наш местный паб, познакомил его со Стюартом и Родом. Он искал басиста, и на самом деле и Стюарт, и Род хотели стать бас-гитаристами, чтобы принять предложение Джона. В то время ни у кого из нас не было денег, так что Род начал сам изготавливать настоящую бас-гитару, и она у него до сих пор есть, а Стюарту удалось продать картину и заполучить настоящую гитару, поэтому он обошел Рода! Они стали группой нашей школы, играли на школьных танцах». Харри также сообщил, что они называли себя The Dissenters и обещали прославить Ливерпуль.
Харри также отметил, что есть еще множество неизвестных фактов о Битлз. Билл — автор 25 книг о группе, и в настоящее время он работает еще над одной. Она получила название The Beatles: Myth, Magic and Mayhem. Харри не исключил, что закончит работу над ней уже в этом году.