Создание одного из краеугольных альбомов хард-н-хэви сопровождали диковинные обстоятельства, давно ставшие рок-н-ролльной легендой, но суть в том, что эта история на самом деле имела место.
Прибыв в Монтре в декабре 1971 года, музыканты намеревались записывать диск на сцене местного казино, используя сцену в качестве студии, чтобы звук был максимально «живым». Накануне запланированных сессий в казино выступал Фрэнк Заппа со своей группой, и Purple присутствовали на концерте. В разгар представления кто-то из зрителей выстрелил в потолок из ракетницы, и старинное деревянное помещение в минуты охватил огонь. В результате сгорел огромный архитектурный комплекс. База предполагаемой записи пластинки превратилась в пепел.
Вернувшись в отель, музыканты мрачно наблюдали за дымом, который плыл над Женевским озером, и текст новой песни, вдохновленной пожаром, Иэн Гиллан наметил на салфетке.
Название для композиции предложил Роджер Гловер, пояснив, что оно ему приснилось: «Дым на воде...».
Ричи Блэкмор вначале отнесся к заголовку с сомнением, заметив, что такое словосочетание «хорошо пойдет среди наркоманов...», но наименование все же утвердили, а чуть позже Блэкмор придумает для песни самый известный на свете гитарный рифф, а сама «Smoke on the Water» станет гимном классического хард-рока.
Для записи пришлось перебраться в здание под названием «Павильон», откуда рокеры вскоре были выдворены полицией, вызванной соседями, жаловавшимися на громоподобные звуки.
«Легавые стали ломиться в дверь», - вспоминал Блэкмор, - «но мы не открыли, пока не убедились, что все записано как следует».
Далее музыканты арендовали пустующий, холодный Гранд-отель, в котором была закончена запись пластинки. С поиском помещения группе снова помог местный промоутер Клод Нобс, упомянутый в «Smoke on the Water».
Ударные были расположены в коридоре. Отель продували сквозняки, усилители фонили, но творческий процесс пошел: альбом открывает колоссальная, скоростная «Highway Star» с мощным, уносящимся в стратосферу вокалом, хрестоматийными гениальными соло на гитаре и хэммонд-органе, причем в последнем явно ощущалось влияние И. С. Баха.
Одним из центральных номеров диска стал «Lazy» с его феноменальными импровизациями и нехарактерной для Purple губной гармоникой.
Пластинка завершается «Space Truckin`», одной из самых риффовых песен.
Материал отличается изрядной мелодичностью, особенно «Pictures of Home» с виртуозным барабанным вступлением, бешеным по эмоциональному накалу гитарным пассажем, ядреным басовым фрагментом и соло на органе, звучащим подобно ветру, несущемуся над заснеженными горными вершинами.
Символична обложка пластинки: фото группы, отражающейся в куске полированного металла...
Полвека минуло с момента выхода «Machine Head», но материал альбома все так же значим как с музыкальной точки зрения (некоторые песни теперь изучаются в консерваториях), так и в плане влияния на всю рок-историю.
И. Гиллан: «Главный альбом для меня – это «Machine Head», потому что он расставил все точки над «i». Он стал тем самым поворотным моментом. Purple перестали быть андеграундом. Журналисты бесились, не зная, что и думать. Мы шли своим неповторимым путем, следовали собственным курсом, и это повергало всех в бешенство».
Р. Гловер: «К записи альбома мы подошли в очень хорошей форме, несмотря на то, что швейцарское казино сгорело, и нам пришлось записываться в коридорах Grand Hotel в Монтре. Наша команда очень сплотилась, и то время запомнилось мне, как невероятно счастливое. Но вышло как в песне: «Had a good time, but it ended much too soon...».
Р. Блэкмор: «Именно так и следует записывать альбомы – быстро и качественно».
«Я выстраивал это соло в «Highway Star» ноту за нотой в течение недели, прежде чем мы засели его писать. Мне хотелось, чтобы оно звучало так, словно кто-то мчится в очень быстрой машине на очень высокой скорости, и чтобы одновременно с этим в нем слышался Бах».