Пятый студийный альбом менестрелей рок-н-ролла представлял подобие непрерывной сюиты, состоящей из двух частей, причем каждая часть новаторски заняла целую сторону виниловой пластинки.
Музыка диска варьируется от фолковых изысков елизаветинских времен до маршей и характерных джетроталловских ходов и объединена мистификацией: было объявлено, что альбом создан на основе поэмы 8-летнего вундеркинда Джеральда Бостока «Тупой, как пробка». Поэма освещала мир взрослых глазами ребенка, излагая историю человеческих иллюзий.
Мистификацию усугублял конверт пластинки, выполненный в виде газеты "The St. Cleve Chronicle and Linwell Advertiser" (точнее, пародии на таковую), типичного провинциального английского города, содержащей советы домохозяйкам, полит. публикации и сенсации вроде ограбления банка и ареста угонщика автомобилей.
Также газета содержала статью об упомянутом Джеральде Бостоке, которому присудили первую премию в ходе литературного соревнования, организованного британскими газетами среди школьников. Однако после сотен протестов и угроз было решено дисквалифицировать победителя: жюри пояснило, что «несмотря на способности к поэзии и высокий умственный уровень, сознание юного поэта серьезно травмировано, и он нуждается в лечении у психиатров, потому как неправильно относится к школе, Богу и стране».
Поэма Бостока выражала неприязнь и даже протест против многих явлений: родителей, школы, церкви и общества в целом.
И. Андерсон: «Это было время концептуальных альбомов. В 1972 г. мы выпустили свою версию концепт-альбома в сатирическом духе. Мы сознательно иронизировали над этим жанром. Поэтому сделали нечто непомерно раздутое, слегка сюрреалистическое и нелепое. Вот так мы насмешничали и дурачились года два - в 1972 г. и 1973 г. (LP `A Passion Play`).
Жанр прог-рока поначалу снискал свою долю критики. Его считали очень амбициозным, напыщенным. Поэтому вполне уместно было подурачиться и поиронизировать. Думаю, в `Thick as a Brick` нам удалось и то, и другое. Мы откровенно разыгрывали всех и стебались, шутя над жанром тематического альбома, но, по крайней мере, 50% слушателей не поняли юмора – они решили, что это грандиозная и очень серьезная работа».
Сегодня `Thick as a Brick` с его умопомрачительной по разнообразию и мелодике звуковой палитрой является классикой: Jethro Tull продемонстрировали, что с легкостью могут соперничать с любым монстром прог-рока той эпохи.
При этом, несмотря на всю иронию, альбом содержал множество ценных мыслей, как музыкальных, так и философских, замаскированных в стиле Tull под беспечной манерой исполнения.