Жизнь, несмотря ни на что, продолжается. Напечатан первый тираж моей новой книги «Как мы любили «Битлз». История битломании в СССР», вышедшей в издательстве «Кабинетный учёный»! Томик получился солидный: сорок глав и 620 иллюстраций с трудом уместились на 760-ти страницах увеличенного формата. О чём же эта книга?
В середине 1960-х годов весь мир накрыла волна битломании. Советская молодёжь, подобно своим зарубежным сверстникам, тоже поддалась обаянию четырёх парней из Ливерпуля и накрепко влюбилась в их музыку. Однако, если в капиталистических странах власти не обращали особого внимания на музыкальные пристрастия своих юных граждан, то советскому руководству активно не нравилось увлечение будущих строителей социализма идеологически чуждыми песнями. Это привело к неожиданному эффекту: если во всём остальном мире битломания фактически закончилась с распадом квартета, то находившаяся под идеологическим прессингом любовь к «Битлз» их советских поклонников, не ослабевала в течение десятилетий. К сожалению, это глубокое чувство до сих пор не было должным образом исследовано.
Что сами битлы знали об СССР? Кто из советских граждан бывал на их концертах и мог гордиться личным знакомством с кумирами? Как песни «Битлз» продирались сквозь глушение радиоэфира, а их пластинки – через таможенные препоны? Какие фантастические слухи о битлах ходили по огромной стране? Каким образом музыка «Битлз» попадала на советские кино- и телеэкраны, в насквозь идеологизированный радиоэфир? Чем отличалась информация о квартете в подцензурных журналах и книгах от того, что печаталось в свободном самиздате? Как подражали битлам их поклонники в причёсках и одежде, а советские музыканты в своём творчестве? Почему в стране победившего социализма любовь к «Битлз» превратилась чуть ли не в религиозный культ, едва не обернувшийся возведением храма Джона Леннона? Что происходило с песнями «Битлз» на единственной в СССР фирме грамзаписи, и как рухнула её монополия? Зачем власти делали из Леннона героя и разгоняли митинги его памяти? Кто организовывал битловские фан-клубы, проводил битловские фестивали, издавал битловские фанзины? О чём не подозревали десятки тысяч поклонников, дождавшихся приезда в уже бывший СССР Ринго Старра и Пола Маккартни?
Чтобы ответить на все эти вопросы мне понадобилось почти шесть лет напряжённой работы. За это время я взял около двух сотен интервью, перелопатил кучу книг, журналов, газет и Интернет-сайтов. В результате удалось собрать множество историй о влиянии музыки «Битлз» на культурную и общественно-политическую жизнь огромной страны и на личные судьбы сотен поклонников великой четвёрки. Любовь к музыке «Битлз» в течение десятилетий объединяла русских и украинцев, уроженцев Прибалтики, Кавказа и Средней Азии, жителей огромных городов и маленьких посёлков. Хочется верить, что она объединяет их до сих пор…
В ближайшее время «Как мы любили «Битлз»» должна появиться в книжных магазинах страны. Я своё дело сделал, теперь слово за читателями.
Купить книгу онлайн можно здесь.
А теперь время выражения благодарностей!
Моими постоянными консультантами были известные битловеды Леонид Баксанов, Алексей Богаевский, Сергей Грибушин, Андрей Луканин. Естественно, что они рассказали мне собственные истории о той роли, которую сыграл в их жизни квартет из Ливерпуля. Кроме них своими воспоминаниями поделились со мной десятки людей разных возрастов и профессий, объединённых искренней любовью к «Битлз». Среди них были те, кто организовывал самую разнообразную битломанскую движуху в разных регионах СССР: Константин Баев, Валерий Ваганов, Михаил Гольцфарб, Николай Григорьев, Игорь Дегтярёв, Юлия Дёмина, Евгения Ененко, Нина Захарова, Николай Козлов, Алексей Коршун, Вадим Легкоконец, Леонид Лознер, Алексей Лямин, Анатолий Максимов, Владимир Пашинцев, Леонардо Пихлакас, Ольга Платонова, Владимир Попов, Ирина Портер, Владимир Снопов, Мария Трескунова, Андрей Трушкин, Сергей Шмелёв.
Естественно, что среди моих собеседников было немало музыкантов, в разное время попавших под обаяние своих ливерпульских коллег. О том, как повлияли на них «Битлз», мне говорили композиторы Максим Дунаевский и Владимир Матецкий, музыканты Борис Гребенщиков и Всеволод Гаккель («Аквариум»), Валерий Гелюта («Красные дьяволята»), Валерий Ярушин и Ростислав Гепп («Ариэль»), Юрий Ермаков («Сокол»), Владимир Ермолин («Зарок»), Александр Завада («Отражение»), Владимир Козлов («Союз любителей музыки рок»), Валерий Костюков («Котлз»), Валерий Кочаров («Блиц»), Андрей Макаревич и Александр Кутиков («Машина времени»), Роберт Ленц («Браво»), Максим Леонидов и Николай Фоменко («Секрет»), Александр Липницкий («Звуки Му»), Алексей Пузырёв и Геннадий Макеев («Весёлые ребята»), Юрий Маликов и Владимир Пресняков («Самоцветы»), Владимир Прокин («Месяцевики»), Николай Расторгуев («Любэ»), Пётр Струков и Игорь Рудик («Дети»), Алексей Хоменко («Наутилус Помпилиус») и Эркин Юсупов (оркестр Большого театра).
На такое масштабное явление как музыка «Битлз» не могли не обратить внимание представители разных творческих профессий. О том, какую роль сыграли битлы в их жизни и творчестве мне рассказали кинорежиссеры Юлий Гусман, Дмитрий Завильгельский, Инесса Ковалевская, Кирилл Котельников, Александр Муратов, Глеб Панфилов и Владимир Тарасов, актёры Михаил Боярский, Эммануил Виторган, Лариса Голубкина, Виталий Краев и Валентин Смирнитский, писатели Юрий Арабов, Юлий Буркин, Евгений Касимов, Владимир Корнев, Владислав Крапивин, Андрей Лазарчук, Сергей Литвинов, Андрей Матвеев, Владимир Рекшан и Павел Санаев, продюсеры Андрей Гаврилов, Виктор Зайцев, Николай Кибальчич, Стас Намин и Андрей Тропилло, фотографы Борис Антонов, Мадина Астахова, Игорь Верещагин и Андрей «Вилли» Усов, дизайнеры Александр Зарубин и Анастасия Чашкина, модельеры Александр Дормидонтов и Лариса Селянина, скульптор Антон Гнедых, художники Александр Иосифов и Юрий Трифонов.
О том, какими извилистыми путями добиралась музыка «Битлз» до советских и постсоветских слушателей, мне поведали журналисты Андрей Бурлака, Василий Голованов, Галина Гордеева, Александр Гурнов, Леонид Захаров, Александр Кан, Сергей Смирнов, Андрей Стуруа, Мэлор Стуруа и Артемий Троицкий, ведущие музыкальных радиопрограмм Евгений Бычков, Сэм Джонс, Владимир Ильинский, Михаил Кузищев, Эркин Тузмухамедов и Олег Чилап, телевизионщики Наталия Грешищева, Дмитрий Дибров, Леонид Парфёнов, Владимир Познер, Иван Ургант и Виктор Шуленин, историк моды Александр Васильев, киноведы Наум Клейман и Григорий Либергал, ветераны фирмы «Мелодия» Юлия Сапрыкина, Борис Тихомиров и Михаил Шабров, работник ВААП Алексей Алябьев, юрист Олег Румянцев, ветеран спецслужб Юрий Кобаладзе, яхтсмен Владимир Логинов, предприниматели Вадим Малахов и Ношреван «Нэш» Тавхелидзе, организаторы концертов Пола МакКартнив России Владимир Зубицкий и Надежда Соловьёва, политолог Георгий Сатаров, тренер Татьяна Тарасова, политик Аркадий Чернецкий, историки Владимир Бокарев, Юрий Митрофанов и Михаил Сафонов, который также написал послесловие ко всей книге. Огромное им всем спасибо за бесценные воспоминания!
Я также от всей души благодарю всех художников и фотографов, разрешивших использовать свои произведения в этой книге, всех, кто любыми способами помогал мне в процессе её написания и выхода в свет. В первую очередь огромное спасибо за бесценную помощь Никите Василенко, Юлии Водолеевой, Фёдору Еремееву, Константину Малых, Анне Филосян и Евгении Язвенко. И конечно этой книги не было бы без моей любимой семьи…