Развернутые композиционные структуры , выписанные в сумрачных тонах, либо сгущенных до предела красках, диссонирующие фрагменты, атмосферные клавишные, деревянные, а также медные духовые, временами звучащие почти в хард-роковом ключе, драматический, уникальный по тембру и выразительности вокал – таковы черты альбома, название которого означает «Сердца пешек», исходя из сюжета картины на обложке диска.
Из комментариев на конверте оригинального издания - Питер Хэммилл: « Неважно, король ты или нищий, все равно ты пешка». Эта фраза стала напутствием для художника Пола Уайтхеда, который был оформителем обложки пластинки.
`Lemmings` навевает апокалиптическое настроение и ощущение безысходности, несмотря на заключительные строки.
`Man-Erg` освещает извечную дилемму наличия в человеке как ангельской, так и демонической сущности. («Erg» в физике - единица работы или энергии ).
Колоссальная `A Plague of Lighthouse Keepers` , занимающая всю вторую сторону пластинки, представляет пик творчества ансамбля, и изобилует множеством независимых музыкальных тем ( в том числе в маршевом стиле, и даже с оперными оттенками) и изощренных аранжировок, погружающих в историю смотрителя маяка, осаждаемого одиночеством, сомнениями и призраками.
Хэммилл пояснил, что «в композиции рассказывается о чувстве вины, испытываемом смотрителем маяка, которое он ощущает, видя, как погибают люди, а он ничем не может им помочь. В конечном итоге он либо кончает с собой, либо находит всему рациональное объяснение и продолжает спокойно жить».
Продюсер Джон Энтони вспоминал, что, учитывая бесконечное экспериментирование в процессе записи, и использование абсолютно всех звуковых дорожек, пришлось довести возможности студии до предела, и задействовать все имеющиеся магнитофоны.
Питер был уязвлен решением звукозаписывающей компании сократить содержание альбома ; сначала планировалось выпустить двойной альбом, состоящий из концертных записей на первом диске, и студийных на втором.
Однако итог оказался более чем достойным : феноменальный вокал и ф-но Хэммилла, виртуозные клавишные Хью Бэнтона, изощренные саксофоны и флейта Дэвида Джексона, и выверенные ударные Гая Эванса, преломленные через призму оригинального композиторского мышления, создали пейзаж, которому не было аналогов даже в те времена – эпоху расцвета прога.
Периодическая атональность в общем музыкальном потоке является элементом задуманной гармонии, и сверхъестественным образом дополняет целостность музыкального холста альбома – одного из самых выдающихся произведений в истории прог-рока.
P . S .
В записи также принял участие атаман King Crimson Роберт Фрипп.
В качестве одного из звукоинженеров выступил Кен Скотт, прежде работавший с Битлз.
Альбом не был востребован в Британии, критики обрушились на него; но в Италии группу приветствовали, как героев : в музыке ансамбля итальянцы уловили оперные элементы, похожие на творения Верди.