Создатели двух документальных фильмов о поездке Битлз в Индию рассказали подробности о своих проектах, пишет The Guardian.
В 1968 году Пол Зальцман был «пропащим человеком» — сын ведущего прогноза погоды, он работал инженером звукозаписи в Индии для Национального управления кинематографии Канады, когда получил письмо от любимой с предложением расстаться (сам Зальцман думал, что они поженятся): «Я был опустошен. А потом кто-то из съемочной группы спросил, не пробовал ли я заниматься медитацией, чтобы справиться с разбитым сердцем».
Пол посетил выступление Махариши Махеш Йоги в Делийском университете. Вдохновившись обещанием «внутреннего восстановления», Зальцман отправился в Международную академию медитации в Ришикеше. Она была закрыта из-за приезда Битлз. Как вспоминал Пол Маккартни в книге «Антология», измотанная группа, все еще пытавшаяся прийти в себя после смерти Брайана Эпстайна в августе 1967 года, приехала в Ришикеш с женами и подругами, чтобы «найти ответ» через учения Махариши: «Было ощущение — как здорово быть богатым и знаменитым, но для чего это все?»
«Я даже не знал, что Битлз были в Индии», — вспоминает Зальцман. По его словам, он ждал у академии в течение восьми дней, после чего его отвели в небольшую комнату и обучили трансцендентальной медитации. Как отметил Пол, агонию от расставания сменило блаженство. Сейчас Зальцману 78 лет, и его фильм Meeting the Beatles In India — один из двух новых документальных проектов на эту тему. Озвучил картину Морган Фримен. Также были задействованы режиссер Дэвид Линч и битловский биограф Марк Льюисон.
По мнению Зальцмана, знакомству с Битлз могло поспособствовать его несколько измененное состояние после первой медитации: «Думаю, они сразу поняли, что этот парень ничего от них не хочет». У Пола было мало вещей, когда он прибыл в ашрам. Среди них — камера Pentax: «За неделю, которую я с ними провел, мне ни разу не пришло в голову попросить автограф, да и камеру я доставал только пару раз». О снимках Зальцман, судя по всему, забыл лет на 30 — их нашли только благодаря дочери Пола, которая в конце 1990-х спросила его о встрече с битлами. «Я даже не думал о качестве фотографий. Потом я отнес их к Стивену Мэйкоку, куратору рок-материалов в Sotheby’s, и он сказал: «Это лучшие неофициальные снимки Битлз, которые мы только видели».
Группа вернулась в Лондон с 30 новыми песнями, большая часть которых впоследствии вошла в White Album в 1968 году. Но вскоре музыканты вернулись к «токсичной модели поведения» с ночными увеселениями, употреблением наркотиков и сложными отношениями друг с другом. Фотографии Зальцмана показывают четырех друзей в редком состоянии «беззаботной удовлетворенности».
«Вы можете рассказать историю Битлз многими разными способами. Мне всегда казалось, что индийская часть битловской саги была больше, чем Ришикеш», — говорит, в свою очередь, режиссер Аджой Бос. Его фильм The Beatles and India, действительно, охватывает гораздо больший период — от момента, когда Джордж Харрисон впервые взял в руки ситар на съемках Help! в 1965 году до его знакомства с Рави Шанкаром и записи альбома Wonderwall Music с мастерами индийской классической музыки.
«Для меня это не история о Махариши. Это (история) о четырех парнях из рабочего класса из Ливерпуля, которые очень увлеклись индийской культурой, когда Джордж был де-факто лидером группы», — отметил Бос. Одних Индия заинтересовала больше, а Ринго Старр, например, привез с собой чемодан консервов Heinz, поскольку опасался острой пищи.
В своем фильме Аджой рассказывает и не менее интересную историю о том, как и почему Индия ответила битлам любовью: «Я открыл их для себя, когда мне было лет 12 — 13. Я был из бенгальского среднего класса, говорившего по-английски, увлекавшегося Элвисом Пресли, Джимом Ривзом и Дорис Дэй и бывшего естественным образом бикультурным. Нашим чувством юмора был Пелам Гренвилл Вудхаус, и вот почему, мне кажется, была немедленная связь с Битлз — из-за остроумия».
«Но мой отец был бюрократом, начинавшим в эпоху британского господства. Его проблема с Битлз была в том, что они вели себя не «как британцы» — люди с истинно английским характером, у которых была короткая стрижка и которые не позволяли себе показывать истинные чувства. Поэтому Битлз, с их длинными волосами, с их шутками, они действительно нас потрясли», — отметил Бос. Он показывает отношения группы и страны не как «культурную апроприацию», а как нечто, близкое к культурному обмену: «Постижение с обеих сторон». Аджой продолжает: «Посмотрите на парадокс. Битлз устали от коммерциализированной капиталистической культуры Запада и искали духовного мира, а мы смотрели на них как на волнующие символы современной культуры».
В своем фильме Бос показывает и бывших участников таких индийских групп, как Savages и Jets, вдохновением для которых послужили Битлз. Говорит он и о политическом влиянии присутствия битлов в Индии. Аджой изучил местные газеты за 1968 год: «И выяснил, что коммунистические и социалистические индийские политики утверждали, что Ришикеш — это лагерь ЦРУ. КГБ даже отправил в Ришикеш своего топ-сотрудника Юрия Безменова, чтобы выяснить, что происходит». Одним из наиболее ярких моментов фильма стал фрагмент записи, сделанный в конце 1980-х годов, когда Безменов говорит о «Миа Фэрроу и других полезных идиотах из Голливуда», которые возвращаются в США и призывают «сидеть, смотреть на пупок и ничего не делать». «Махариши не был на зарплате у КГБ, — продолжал Безменов со смехом. — Но знает он об этом или нет, он внес большой вклад в деморализацию американского общества».
«Это отличный фрагмент», — считает Бос. Вместе с тем, он уверен, что Ришикеш сыграл очень важную роль по многим причинам: «Индия дала Битлз философское состояние души, Индия сделала их зрелыми, Индия помогла им стать индивидуальностями. В каком-то смысле Битлз никогда не покидали Индию. Прах Джорджа развеяли над реками Ганг и Ямуна. Битловский фан-клуб в Индии продолжает расти».
Что значат Битлз для нового поколения Индии? Аджой считает так: «Ковид изменил наш мир, нашу реальность за последние 16 месяцев. Все чувствуют себя гораздо более уязвимыми и уставшими, и мне кажется, что Битлз, в каком-то очень фундаментальном смысле, по-прежнему воссоединяют нас с ощущением романтики, ощущением радости, ощущением невинности».
The Beatles and India закроет UK Asian Film Festival 6 июня, а Meeting the Beatles In India уже можно посмотреть на gathr.com.
Комментариев еще нет
Ваш комментарий может быть первым! Если вы еще не регистрировались на Битлз.ру — зарегистрируйтесь.