`Aqualung` стал основополагающим альбомом группы и явился олицетворением оригинальности, экстравагантности и вдумчивости Tull.
И. Андерсон: «Это хорошее сочетание слегка хмурых, глубоких песен на глобальные темы, а также личных, с юмористическими и сюрреалистическими сюжетами. Я не доволен качеством звука, но это альбом интересных рок-песен, совсем непохожих на чьи-либо ещё рок-песни».
«Это не концептуальный альбом, каковым некоторые люди его пытались представить. Может быть, там три-четыре песни объединены одной темой, но остальные вещи разительно от них отличаются».
Заглавная песня пластинки была навеяна фотографией бродяги, сделанной Дженни - женой Андерсона. Именно бродяга по имени «Акваланг» стал героем этой классической вещи.
И. Андерсон: «Это песня о духовном равенстве, о поисках Бога в каждом человеке, даже самом ничтожном».
Композиция нестандартно выстроена и филигранно аранжирована: она открывается изобретательным скрежещущим гитарным риффом, а затем погружает в свою атмосферу, пронизанную эмоциональным вокалом и утончённым гитарным соло – изыском Мартина Барра.
Далее следует `Cross-Eyed Mary`, блещущая дивным вступлением, создаваемым флейтой и меллотроном, и искрящаяся перекличкой между флейтой и соло-гитарой.
Звуковая палитра пластинки обогащается такими профолковыми вещами, как `Mother Goose` и `Up to Me`, а также изящной балладой `Wond`ring Aloud`.
Если на первой стороне альбома выписан ряд красочных персонажей (Акваланг, Косоглазая Мэри, Мамаша Гусыня, Джонни Пугало), то на второй - Андерсон подверг нападкам религиозную стадность. Музыкант указывает, что часто различными религиями оперируют как инструментом отнюдь не для духовных нужд, о чём повествует `My God`.
В песне `Hymn 43`, которую Андерсон назвал «блюзом для Иисуса», идёт речь о «благочестивых последователях», которые, прикрываясь религиозными догмами, насаждают насилие и смерть.
Из-за своих выпадов против организованной религии Tull стали объектом критики, которую Андерсон парирует следующим образом:
«Меня не смущают религиозные ценности, но я считаю, что всегда стоит внимательно относиться к механизмам религиозного воздействия, к тому, как религии используют своё влияние, к их власти».
Следующая далее пульсирующая `Locomotive Breath` (ставшая постоянным номером на концертах коллектива) представляет собой аналогию бесконечного путешествия на поезде жизни, который нельзя остановить ни на мгновение.
Заключает альбом грандиозная `Wind Up`, неторопливо начинающаяся под аккомпанемент акустической гитары и фортепьяно, но затем набирающая мощь и обращающаяся в громогласный манифест, обрамлённый хардовым звуком и искусными гитарными пассажами.
Андерсон комментирует финальную вещь: «Помню, как будучи школьником, когда мы жили в Эдинбурге, я ходил в Англиканскую воскресную школу. Я страшно боялся того, что смогу там узнать. Я обычно пристраивался в хвост вереницы школьников, и, как только мои родители пропадали из виду, я отбегал в сторону, забирался на большое дерево и сидел там целый час».
Андерсон вспоминает, что «настоящей проблемой стала студия звукозаписи: с совершенно новым, но не до конца отлаженным оборудованием. Вообще, это была переоборудованная церковь (по иронии бытия, принимая во внимание тематическую направленность некоторых песен альбома). Так что эта запись стоила нам нервов».
Найходясь в поисках продюсера, Иэн перед записью «Aqualung» поехал к Джорджу Мартину, чтобы посоветоваться: нанимать ли продюсера, или продолжать в прежнем духе, повинуясь интуиции и здравому смыслу? Андерсона также смущала мысль, сможет ли он работать с кем-то, у кого будет своё творческое видение, и кто будет наделён продюсерской властью? Мартин ответил, что Иэну стоит попробовать всё сделать самому, и он последовал этому совету.
Атаман группы неоднократно отмечал, что его не устраивает качество звучания с технической точки зрения, но ремастированные переиздания альбома выводят звук на должный уровень.
При записи все участники группы проявили себя: Андерсон, полностью реализовавший себя как автор, флейтист и акустический гитарист; Мартин Барр, виртуозная гитара которого сверкает на протяжении всего альбома; барабанщик Клайв Банкер, чья работа была поистине ударной; клавишник Джон Эван, который создал особое звуковое пространство с помощью пианино и меллотрона; новобранец Джеффри Хэммонд, удачно вписавшийся в ансамбль в качестве басиста.
Лучший ли это альбом Tull? Во всяком случае, это самая типичная пластинка ансамбля, явившаяся квинтэссенцией талловского творчества, и по сей день остающаяся бесподобным шедевром.