Газета The New York Times опубликовала статью, посвященную Джону Леннону. Автор материала — Барбара Граустарк. Она вновь изучила свои архивные беседы с музыкантом, чтобы понять, как долгий период изоляции и самоанализа привели к его прорыву как сольного артиста и как человека. Тема перекликается с событиями 2020 года, когда люди проводили время в вынужденном локдауне из-за пандемии коронавируса.
«Может ли быть что-то хорошее в долгих, стрессовых периодах изоляции, которые пришлось пережить такому множеству человек во время пандемического локдауна 2020 года? Когда мы выйдем, увидим ли мы мир по-новому? Может ли быть что-то светлое в этих месяцах тихой жизни и самоанализа? Четыре десятилетия назад я из первых рук узнала, как продолжительный период уединения изменил экстраординарную личность, которая нацелилась на то, чтобы в его жизни был смысл: это Джон Леннон, которого оплакивают во вторник, в 40-ю годовщину гибели», - говорится в статье.
Разумеется, в конце 1975 года не было никакой пандемии. Джон Леннон и Йоко Оно, самые публичные личности, сделали перерыв, продлившийся в итоге пять лет. После рождения сына Шона они перестали давать интервью и записывать музыку. В тот момент Джон испытывал экзистенциальную тревогу и настоящий страх — он жил в Нью-Йорке, по-прежнему пытаясь получить грин-карту и борясь против депортации. Битлз давно перестали создавать песни, но на разрешение юридических вопросов требовались годы, и тень группы по-прежнему была в жизни Леннона. Пол Маккартни завоевывал чарты с Wings, а у Джона по-прежнему не было альбома номер один после Walls and Bridges (1974).
Настало время начать все сначала. Впоследствии Леннон рассказывал Барбаре, что в музыкальном плане его голова была полна помех, как автомобильный радиоприемник. В итоге в начале 1976 года Джон и Йоко ушли в добровольный локдаун. Леннон не был ограничен в передвижении, финансам ничего не угрожало, но он закрылся от внешнего мира, чтобы снова найти цель.
В те годы, пока Оно занималась вопросами бизнеса и общалась с юристами из своего офиса в апартаментах «Дакоты», Джон был совершенным домоседом. По словам обслуживающего персонала, музыкант с радостью играл на белом фортепиано в белоснежной гостиной, окна которой выходили на Центральный парк, и пел песни Битлз одну за другой. Свои дни Леннон выстраивал вокруг Шона — вставал в шесть утра, пил чай, без кофеина, планировал завтрак для сына, а когда тот просыпался, они общались, и Джон начинал думать о том, что будет в следующий прием пищи «как миссис Хиггинс из Висконсина».
Просветление наступило в 1979 году, когда Йоко предложила Леннону одному поехать в Гонконг и Сингапур, чтобы найти связь с человеком, которым он когда-то был, а не со знаменитостью, которой он стал. Как объяснял Джон, изоляция стала вдохновением для его прорыва не только как артиста, но и как человека. И в августе 1980 года пара завершила свою изоляцию так же резко, как и начала. Леннон и Оно вернулись в студию, чтобы записать совместный альбом. Они дали Граустарк свое первое интервью за пять лет — для журнала Newsweek, где Барбара тогда работала. Double Fantasy был полон ранимых песен Джона о любви и модного дэнс-рока Йоко.
Беседа состоялась за два месяца до 40-летия Леннона. Интервью делали в течение пяти дней — Граустарк приходила в студию, ресторан макробиотической кухни и апартаменты Джона и Йоко. Музыкант говорил о творчестве, отцовстве, совместном альбоме, свободе от Битлз. «Очистился воздух, и очистился я», - признавался Леннон.
Фрагменты тех бесед были опубликованы в книге «Strawberry Fields Forever: John Lennon Remembered» (1980). Отрывки интервью Барбара предоставила газете The New York Times для своей новой статьи.
По словам Джона, он исчез из поля зрения, поскольку хотел быть с Шоном все первые пять лет жизни сына: «Я не видел, как рос мой первый сын Джулиан, и теперь есть 17-летний человек, который обсуждает мотоциклы по телефону. Меня вообще не было в его детстве. Я ездил на гастроли. И мое детство было другим. Если я не даю ему внимание с 0 до 5, то я, черт возьми, собираюсь это сделать с 16 до 20 — каким-то образом они получат такое внимание».
Леннон также признался, что хотел уйти и от создания музыки, и от давления, связанного с тем, кем он является: «Я имел обязательства по контрактам с 22 лет, и от меня всегда что-то требовалось. Я был должен сочинить 100 песен к пятнице, должен был выпустить сингл к субботе. До меня дошло, что причина, по которой я стал артистом, это свобода; я не мог встроить себя в класс, колледж, общество. Но вдруг у меня появились обязательства перед звукозаписывающей компанией, перед прессой и публикой, обязательства являться в суд каждый раз, когда кто-то сталкивался со мной на улице. Я знаю, что свобода в голове, но я не мог очистить свой разум. Так что настало время перегруппироваться».
Джон напомнил, что изоляция для него произошла не впервые — такое случилось, например, после одной из поездок в Гамбург, а также во время поездки Битлз в Индию: «Знать, когда остановиться, для меня вопрос выживания». Что касается пятилетнего перерыва, то по словам Леннона, сначала было очень трудно не заниматься музыкой — он не хотел сочинять только потому, что от него это ждали: «Настоящая музыка, музыка сфер, музыка, которая преодолевает понимание, приходит ко мне, и я просто канал. Но чтобы снова открыть тот чистый канал, я должен был перестать ловить каждую радиостанцию в мире, во вселенной. Благодаря тому, что я отвернулся от этого, я начал вновь исцеляться».
Затем Джон переключил свое внимание на Шона и стал мужем, ведущим домашнее хозяйство: «И тогда я осознал, что я не должен что-то делать, что я уже что-то делаю, и тогда я стал свободен».
Что касается светской, публичной жизни, то Леннон отмечал, что Пабло Пикассо, к примеру, не ходил в музеи — он или рисовал, или ел, или занимался сексом: «Пикассо жил там, где он жил, и люди приходили к нему. Вот что я делал. Ходил ли Пикассо в какую-нибудь студию, чтобы посмотреть, как люди рисуют?»
Кроме того, Джон отмечал, что есть разница между тем, чтобы быть одним и одиноким: «Этому я научился за последние пять лет. [В Гонконге] я заново открыл ощущение, которое было у меня в юности, когда мы с тетушкой гуляли в горах Шотландии. Знаете, вы идете, под вами начинает двигаться земля, вереск, над вами летят облака, и вы думаете: «Вот, это то самое ощущение, о котором всегда говорят, которое побуждает вас рисовать или слагать стихи, потому что по-другому вы не можете это описать. Я осознал, что такое ощущение было со мной всю жизнь. Оно было со мной еще до Битлз».
По словам Леннона, ему потребовалось время, чтобы определить для себя, кто он.
Люди говорят, что мы одержали победу, Но они не знают, что мы так боимся Изоляции. Мы боимся быть одни. Все должны иметь свой дом. Изоляция.
Только мальчик и маленькая девочка Пытаются изменить весь огромный мир. Изоляция. Мир — всего лишь небольшой город, Где каждый пытается подавить другого. Изоляция.
Я не жду, что ты поймешь, После того, как ты причинил такую сильную боль. Но, с другой стороны, ты не виноват. Ты — просто человек, жертва безумного.
Мы боимся всех, Боимся солнца. Изоляция. Солнце никогда не исчезнет, Но у мира, возможно, не много лет в запасе. Изоляция.