Идейный предводитель Битлз, лишенный диктаторских черт, не стремившийся к некоему режиссерству в деятельности ансамбля, главный поэт группы (как говорил Джон, «на мою долю приходится около 70 процентов стихов), Леннон и по сей день остается одной из основополагающих фигур в истории рока, почитаемой в том числе из-за своей творческой и личной честности.
Закончив школу, ( в которой, по воспоминаниям Джона, «приходилось врать напропалую», поскольку он и Маккартни прогуливали занятия ради изучения рок-н-ролльной науки и собственного музыкального созидания) , Леннон навсегда избавился от необходимости выдумывать невесть что, и впоследствии говорил лишь правду, критично относясь прежде всего к себе и своему творчеству :
« Ты возлагаешь большие надежды на то, что делаешь, и в то же время опасаешься, что все это туфта» ;
« К музыке, которую я сочиняю, я не имею никакого отношения, я лишь ее проводник. Но я счастлив, что я избранный, и могу выразить нечто, когда на меня нисходит музыка сфер…. Жить очень не просто. Нужно подниматься и ковылять через весь день, и моя задача, как художника, передать это художественными средствами».
Будучи безмерно талантливым стихотворцем, Леннон одновременно был феноменальным композитором, его особенное чувство мелодии всегда остро ощущается с первых нот песни, и сразу становится очевидным, кто автор музыки. Джон был одним из тех музыкантов, которые слышат музыку во всем : звуках дождя, шорохах шагов на улице, и даже « в шуме воды в трубах по ночам, когда гаснет свет, и они начинают играть свои мелодии».
Вступление к «I am the Walrus» Джон написал, услышав вдалеке вой пожарной сирены, а «A Day in the Life» он сочинял, поставив на подставку пианино газету, в которой на одной странице описывались события и происшествия совершенно различной важности.
Леннон принадлежал к редкому виду творцов - «пограничников», в своем творчестве находящихся на границе миров : достаточно услышать вступление к «Strawberry Fields Forever», самой мистической по звучанию и общей атмосфере композиции в роке, слушая которую, словно уходишь под землю где-то в Британии, а выходишь в Индии.
Джон , будучи великим юмористом, также находил время для своеобразных литературных изысканий комического толка, опубликовав две книги, построенные на смешных словесных каламбурах , которые стоит прочитать всем, кто боится оскудения языка; как говорил Леннон, «после всех нелепых вопросов, что нам задавали, что еще оставалось, кроме как шутить ?» ; «Я шутил, все мы шутили…все не настолько серьезно».
Интересно высказывание Джона о театре : « Наш менеджер пытался приучить нас к театру… с моей точки зрения, это учреждение , где пятеро чудаков изо всех сил изображают, что они находятся где-то в другом месте…а по кино я скучаю».
Джон был своего рода изобретателем, сочетавшим в своем творчестве как тонкую поэзию, так и особенное чувство музыки, проникнутой индивидуальным, ленноновским духом, и обрамленной исключительно своеобразным вокалом.
Дж.Леннон:
«Как бы там ни было, Битлз могли играть вместе, когда не ссорились.
И когда я что-нибудь играл, Ринго знал, как подстроиться ко мне, просто знал и делал это удачно. Мы играли вместе так долго, что прекрасно сыгрались. Иногда мне недостает возможности просто моргнуть, издать какой-нибудь звук и знать, что все они поймут, что происходит, и начнут импровизировать» .
«Так или иначе, все мои друзья были битлами. Кроме Битлз, я могу назвать всего трех старых друзей».
«Я никогда не осознаю себя как одного из Битлз. Никогда. Я - это просто я. Я не знаменит. Это сделали другие люди...Год тому назад, или побольше, все это было мне более привычно, мы ведь находились в гуще событий, ездили по стране, встречали толпы людей и прекрасно знали, что на нас таращатся. Теперь я сижу на месте, а если уж двинусь куда-нибудь, то только со знакомыми, поэтому, пока я не попадаю в какое-то новое место, где на меня начинают глазеть, я забываю о Битлз.
На нас обращали внимание и до того, как мы стали знаменитыми. Когда мы садились в фургон, чтобы ехать в "Кэверн", в коже, с гитарами, - все смотрели на нас».
«…нет, я не могу просто уехать. Мне нужно написать все эти чертовы песни. Я должен работать, чтобы оправдать свою жизнь».