Deep Purple стали битломанами
"Почему же стали?!" - воскликнут дотошные меломаны. - "А с чего же тогда они начинали?! Не с перелопачивания ли творческого наследия четырёх ливерпудлианцев?! Не Битлз ли в самом начале служили им путеводной звездой?! Не Битлз ли были тем самым камертоном, по которому настраивали своё вдохновение юные "пёрпловцы", да и не только они?!". Да кто же спорит. Так оно и было. И "Help!" и "We Can Work It Out" прозвучали в прогрессив-вариациях на первых альбомах Deep Purple. Репертуар ранних DP включал и другие битловские каверы. Обо всём этом двое представителей Уральского Битлз-клуба, как могли, поведали телезрителям екатеринбургского "Четвёртого канала" в передаче "Утренний экспресс", непосредственно в день прибытия в город динозавров рока. Так что никаких недоразумений. Никаких обознаточек-перепряточек. Уральские битлз-фаны не сошли с ума и не перепутали, по утверждению злых языков, пятёрку Тёмно-лиловых с чётвёркой Просто Великолепных. И все приготовленные ими подарки, включая и самый главный - деревянную инкрустацию Вадима Окладникова с изображением нынешних Deep Purple, были приготовлены не случайно. Не взирая даже на тот факт, что из состава, который исполнял песни Битлз, в DP остался один барабанщик Йен Пэйс.
…В какой-то момент концерта исчезает разочарование от того, что на сцене отсутствуют Ричи Блэкмор и Джон Лорд. Их присутствие стало бы подарком для истинных пёрпломанов, ценящих именно "золотой состав". Но юная смена в лице клавишника Дона Эйри и уже далеко не юного, но находящегося в прекрасной физической форме пятидесятилетнего гитариста Стива Морса если и не заменила полностью своих именитых предшественников, то, совершенно точно, придала действу бесшабашные чисто битловские черты. Хотя бесшабашность не всегда бывает безобидна. Стив едва не лишился своей мощной руки, неосмотрительно запущенной в дебри беснующихся у сцены фанов, явно решивших стянуть его в толпу с целью посмотреть, что у него внутри. Любой другой на его месте обиделся бы, но не таков наш гитарный виртуоз, культурист и при этом обаятельнейший, умнейший Стив Морс (почитайте в Сети его заметки, сами убедитесь: http://www.stevemorse.com/smsays/). Он ещё и струны своего синего "фендера" своим обидчикам дал подёргать, не переставая улыбаться, как чеширский кот.
Ограниченный в своих перемещениях, Дон Эйри веселил публику, не сходя с рабочего места. Талантливый исполнитель, способный бегло играть по нотам (!) не хуже Джона Лорда, не чужд юмора в музыке: наверное, смешать в стиле Фрэнка Заппы "Турецкий марш", "Уральскую рябинушку" и "Perfect Strangers" не так уж и сложно, но сделать это в высшей степени отвязно и непринуждённо - есть в этом что-то по-настоящему битловское!
Старички из "золотого состава" тоже не ударили в грязь лицом.
Широчайшая улыбка и уморительнейшие гримасы неподражаемого Роджера Гловера могли бы стать эмблемой жизнерадостного рок-шоу. А сам он, спорадически швыряющий свои именные медиаторы в толпу, умудряясь не сбиться с темпа, олицетворял рок-н-ролльный кайф, волнами бьющийся между сценой и залом.
Харизматичный Йен Гиллан, вначале несколько озадаченный сдержанностью уральской публики, развеселился по-настоящему, когда подвыпивший толстяк умудрился выползти на сцену, хотя и был моментально обезврежен бдительными стражами порядка. Не вспомнились ли ему безумные концерты 60-х? Ведь точно также поклонники пытались прорваться поближе и к Битлз, и к Deep Purple. Правда, тогда в экзальтацию впадали в основном изящные девицы (впрочем, и к нынешним "Роллингам" на сцену теперь вместо дамских трусиков летят всё больше мужские "семейники"). Как бы то ни было, Гиллан, укрывшись за ударной установкой во время соло на басу Гловера, буквально наслаждался зрелищем вопящей от восторга толпы. И на лице его было написано удовлетворение мастера - "Всё идёт своим чередом!". И хотя он и поберёг голос и не исполнил "фирменного" верещания в "Speed King", в остальном мастер был безупречен.
Но самый недооценённый участник шоу - Йен Пэйс. Весь концерт невозмутимо и энергично отработавший за ударной установкой, мотор команды. Он не стал исполнять своего знаменитого длиннющего соло, которым потчевал народные массы ещё в Токио в 1972 году. И этим лишний раз доказал, что он на правильном "битловском" пути! Ринго, как известно, на официальных релизах никогда не стучал соло длиннее 15 секунд.
Deep Purple стали настоящим подарком к дню рождения Джона Леннона. А само ожидание их прибытия превратилось в нечто подобное битловской неразберихе в "A Hard Day's Night". Всё началось со встречи в аэропорту. Точнее, НЕ-встречи. Поскольку ожидаемые объятия и слёзы радости не получились из-за разгильдяйства Британских авиалиний, по милости которых музыканты группы прилетали разными самолётами в течение всей ночи, предшествующей концерту. Съёмку сюжета о встрече, в которой участвовали бы двое представителей УБК, "Четвёртый канал" отложил до обеденного времени, когда, по предположению устроителей, музыканты должны были прибыть в арт-кафе "Кэф".
Встав ни свет ни заря 7 октября, двое из нас, Вадим Окладников и Алексей Коршун, отметились в "Утреннем экспрессе". В полдень они уже снова были в пути для того, чтобы успеть на другой конец города и "подпортить" аппетит "пёрплавцам" своими вопросами. Жаль, что "Четвёртый канал" как один из спонсоров концерта взял на себя режиссуру всего этого действа с вручением подарков и вступлением Deep Purple в Битлз-клуб. Жизнь перевернула весь сценарий с ног на голову. Мы пожертвовали пресс-конференцией ради призрачной приватной встречи с группой, потеряли уйму времени, добираясь до "Кэфа", куда "Тёмно-лиловые" так и не доехали.
…Около 16 часов мы оказываемся у служебного входа "Космоса". Сопровождаемые недобрыми взглядами охраны и фанов (первые смотрят косо, вторые - завистливо) обосновываемся в фойе вместе со всеми подарками, камерами и микрофонами. До встречи остаётся два часа. И почти всё это время мы проводим в дискуссии с московским промоутером гастролей, чрезвычайно суровым мужчиной, которому все наши детские восторги и подарки до лампочки. Кое-как убедив его в том, что мы не по своей воле не попали на пресс-конференцию, где подарки вручали все кому не лень, и что наша миссия гораздо серьёзнее бездумного идолопоклонства, мы застываем в позе суперменов у окна.
Толпу на улице начинает лихорадить, подруливают микроавтобусы, из них выпрыгивают "совершенные незнакомцы" и скорым шагом направляются к входу. Я успеваю запечатлеть этот быстрый исторический проход на фото.
И, наконец, вот он - долгожданный момент: Вадим перехватывает первого, кто вошёл в фойе, а им по законам Кармы оказывается именно Йен Пэйс (в свою армейскую бытность Вадим тоже был ударником в полковом ансамбле - так что встретились по существу коллеги). Гиллан, озабоченный нехваткой времени, просто пробегает мимо. Подходят Роджер Гловер, заинтересовавшись необычной картиной, и, конечно, любознательный Стив Морс, которому в России интересно буквально всё. Восторг музыкантов не знает границ. Йен восхищён памятными кружками с логотипом DP и эмблемой УБК. Он же честно признаётся, что никогда не был членом ни одного Битлз-клуба, и от этого ему вдвойне приятней стать битломаном в далёкой дали от туманной родины. "Из чего это сделано?" - в замешательстве спрашивает о картине Вадима Роджер, кстати, выпускник художественного училища. Узнав, что это техника деревянной инкрустации, давно утраченная на Западе, музыканты, кажется, впадают в лёгкий ступор, во время которого я успеваю подписать Гловером и Пэйсом конверт альбома "In Rock". Жаль, что Морс не участвовал в записи этого эпохального диска - на его лице написано явное желание оставить там и свой автограф.
Все трое с чувством благодарят создателя картины и, пожив его мужественную руку, расстаются с нами в прекрасном расположении духа и в новом статусе - почётных членов Уральского Битлз-клуба. А впереди ещё великолепие и радостный адреналин праздника - концерт Deep Purple в Екатеринбурге.
Тот щенячий восторг, который в конце 60-х-начале 70-х вызывали у нас Битлз и Deep Purple, бурлил на концерте подобно урагану. Кто осмелиться отрицать прямую связь этих двух групп, по крайней мере, в наших сердцах, и отнести всё произошедшее к разряду недоразумений, "осенних перевёртышей"?! Написал же Вадим Окладников на своей картине, подаренной Тёмно-лиловым: "Спасибо за вашу музыку, которая возвращает меня в годы моей юности".
Mr. Kite