Конец 70-х застал Sabbath в состоянии неопределенности и разброда. Над нерадивым Осборном нависла угроза увольнения, а новый материал упорно не желал появляться.
Айомми ходил на совещания с представителями рекорд-лэйбла, которые активно интересовались, сочиняются ли песни, и когда они смогут что-нибудь услышать. Тони заверял их, что творческий процесс идет, но у группы ничего не было.
В то время Уорд и Батлер (главный поэт ансамбля), отбыли в Англию по частным делам, и гитарист остался один в тупиковой ситуации, ибо написанием текстов себя никогда не утруждал.
Тогда Айомми позвонил Дио, недавно ушедшему из Rainbow, и вокалист выручил Sabbath. По воспоминаниям певца, когда он прибыл в студию, они тотчас же создали «Children of the Sea».
Отточенный металл Sabbath и навыки Дио, выраженные в его приверженности к изысканному хард-року и сказочной лирике явили эффектное сочетание.
Айомми преуспел в изобретении заостренных риффов, в частности, гипнотического гитарного фрагмента в заглавном трэке, ставшего одним из его коронных выпадов, и железного вихря в скоростной, взрывной «Neon Knights».
Р. Дж. Дио: «Самым тяжелым был первый месяц репетиций, поскольку парни привыкли к Оззи, он был значимой частью команды. В течение всего этого месяца я повсюду наблюдал знаки «V», и выслушивал их ругань. Но в конце концов они меня приняли, и подтверждением служит наша музыка».
«Тони хотел сделать песни более мелодичными, более музыкальными. Замечательно, что продюсером альбома оказался Мартин Берч. Он сумел передать дух вечности, и его мастерство позволило ему уловить все наши особенности и зафиксировать на пленке. Если бы не он, альбом и близко бы не был таким хорошим».
«Heaven and Hell» открыл новый этап в истории Sabbath и стал кинематографической по размаху картиной звукового сумрака.